Книжный каталог

Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Книга посвящена раскрытию содержательных характеристик досуга и досуговой деятельности, вопросам руководства самостоятельной деятельностью с ориентацией на старший дошкольный возраст. Рассматриваются теоретические основы досуговой деятельности, свободной самостоятельной деятельности дошкольников и умения ее организовывать, описывается методика руководства самостоятельной деятельностью детей в условиях дошкольных образовательных учреждений, даются советы по руководству такой деятельностью в условиях семьи. Содержатся рекомендации к проведению инспекторской проверки дошкольного учреждения в этом направлении. Методическое пособие создано в соответствии с современными методологическими подходами к организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста, требованиями нормативно-правовых документов. Издание предназначено для студентов педагогических колледжей и вузов, практических работников дошкольных образовательных учреждений, всех тех, кого интересуют проблемы педагогики дошкольного детства.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Ежкова Н. Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников Ежкова Н. Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников 291 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Н. С. Ежкова Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников Н. С. Ежкова Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников 229 р. ozon.ru В магазин >>
Н. Г. Кшенникова Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников Н. Г. Кшенникова Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников 41 р. ozon.ru В магазин >>
О. М. Ельцова Развитие речевой и коммуникативной деятельности у старших дошкольников (второй год обучения). Альбом О. М. Ельцова Развитие речевой и коммуникативной деятельности у старших дошкольников (второй год обучения). Альбом 339 р. ozon.ru В магазин >>
О. М. Ельцова Развитие речевой и коммуникативной деятельности у старших дошкольников (первый год обучения). Альбом О. М. Ельцова Развитие речевой и коммуникативной деятельности у старших дошкольников (первый год обучения). Альбом 323 р. ozon.ru В магазин >>
Кретова М. Забавные рассказы. Для старших дошкольников Кретова М. Забавные рассказы. Для старших дошкольников 116 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Н. В. Нищева Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь Н. В. Нищева Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь 106 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников в процессе режимных моментов

Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников в процессе режимных моментов

Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников в процессе режимных моментов

Для формирования детской самостоятельности мы выстраиваем образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

• учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;

• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;

• быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.

С целью поддержания детской инициативы мы регулярно создаем ситуации, в которых дошкольники учатся:

• при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;

• совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы фиксации их выбора);

• предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);

• планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде;

• оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.

Особенности организации предметно-пространственной среды дли развития самостоятельности.

Среда в нашей группе вариативная, состоит из различных игровых зон (ИЗОуголок, «Хозяюшка», книжный уголок, магазин, уголок Ряженья, театрализованный уголок и др)., которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда иногда дополняется в соответствии с темой недели, интересами и проектами детей.

Создание условий для развития свободной игровой деятельности

Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом наша роль в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Мы можем выступать в их игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.

С целью развития игровой деятельности мы:

• создаем в течение дня условия для свободной игры детей;

• определяем игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;

• наблюдаем за играющими детьми, какие именно события дня отражаются в игре;

• отличаем детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;

• косвенно руководим игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагаем новые идеи или способы реализации детских идей).

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности.

Игровая среда в нашей группе стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование достаточно разнообразно. Дети, а также их родители имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Родители пополнили игровую среду игрушками, принесёнными из дома: машинами, куклами, конструктором, пазлами, муляжами продуктов и т. п.

Создание условий дли развития познавательной деятельности

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Мы создаем ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность (то есть ситуации, требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти, они возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т. д.

Для стимулирования детской познавательной активности мы:

• задаем детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;

• регулярно предлагаем детям проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы, обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;

• позволяем детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;

• организуем обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;

• помогаем детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;

• помогаем организовать дискуссию.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

Среда в нашей группе достаточно насыщенна, предоставляет ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержит современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, настольные игры, мозайки и пр.).

Создание условий для развития проектной деятельности

С целью развития проектной деятельности в группе мы создаваем открытую атмосферу, которая вдохновляет детей на проектное действие и поощряет его. Регулярно выделяем время для проектной деятельности, создаем условия для презентации проектов. С целью развития проектной деятельности мы:

• создаем проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию; стараемся быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно предлагаем проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы; предлагаем детям самим выдвигать проектные решения;

• помогаем детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;

• в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживаем их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;

• помогаем детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта.

В настоящее время работаем над созданием проекта в рамках фестиваля «Путешествуем по России», наш маршрут Карелия. Совместно с родителями подбираем необходимые материалы и атрибуты, которые помогут детям познакомиться с национальными обычаями и достопримечательностями Карелии. Активное участие в подготовке проекта принимают музыкальный руководитель и логопед.

Создание условий для самовыражения средствами искусства

Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, мы:

• планируем время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения, они очень любят рисовать на свободную тему, используя все виды художественных средств;

• создаем атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности;

• оказываем помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;

• предлагаем такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел, задавая необходимые вопросы;

• поддерживаем детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;

• организовываем выставки творческих работ, на которых дети могут представить свои работы.

Также мы заранее планируем самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данную неделю тему, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня. Стараемся «отталкиваться» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Так, например, в нашей группе была тема недели «Рождество, святки, колядки.». Что же мы сделали для организации самостоятельной деятельности детей:

• накануне в группе организовали выставку с использованием демонстрационного материала (иллюстраций).

• затем провели беседу с детьми, показали презентацию по выбранной теме.

После проведенной работы дети в ИЗОуголке, используя необходимый материал для художественного творчества, изготавливали самостоятельно ангелочка и рождественскую звезду. Большинство детей справились самостоятельно, лишь некоторым понадобилась помощь.

Во время прогулки познакомили детей с подвижными играми «Собери игрушки» и с русской народной игрой «Переливы», в которые дети играли потом самостоятельно.

В уголке «Хозяюшка», в сюжетно-ролевой игре «Кулинары», предложили детям испечь козюльки (после чтение художественной литературы, закличек и стихотворений про Коляду, используя предметы-заместители, что дети делали с большим удовольствием.

Наши родители активно участвуют в образовательном процессе детского сада: в формировании предметно-развивающей среды, организации праздников и досугов, в оформлении творческих выставок поделок и рисунков и т. д.

Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства.

Образовательная среда в нашей группе обеспечена необходимыми материалами. Всегда в ИЗОуголке есть разнообразный материал для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, бумага для аппликаций и др.). Дети имеют возможность заниматься разными видами деятельности: рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, поделками из природных материалов, из пластилина и пр.

Создание условий для физического развития

Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, мы:

• ежедневно предоставляем детям возможность активно двигаться, используя спортивное оборудование в группе и зале. Дети очень часто играют в спортивные соревнования, подвижные игры, самостоятельно регулируя правила игры.

• обучаем детей правилам безопасности, предварительно проводим короткий инструктаж;

• создаем доброжелательную атмосферу, способствующую проявлениям активности всех детей в двигательной сфере: например, в подвижной игре предлагаем главную роль менее активным детям;

• используем различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать. Созданная среда и побуждает их к движению.

В дальнейшем планируем пополнить среду в физкультурном уголке нестандартным оборудованием, который изготовим вместе с детьми и родителями.

Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития.

Среда стимулирует физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм.

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в нашей группе отводится большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми мы являемся равными партнерами, то в самостоятельной деятельности больше наблюдателями, учитывая накопленный опыт наших воспитанников.

Формирование трудовых навыков в процессе режимных моментов с детьми 6-го года с ТНР В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование.

Игровая деятельность в ходе режимных моментов на март во 2 младшей группе С/Р. игры: 1.«Шоферы»: сюжет «Ставим машину в гараж». Учить детей действовать с предметами-заместителями, принимать на себя определенную.

Игровая деятельность в ходе режимных моментов во 2 младшей группе на февраль С/Р. игры: 1.«Шоферы»: сюжет «Водитель автобуса объявляет остановки»: Формировать умение выбирать и обыграть роль. Подбирать атрибуты для.

Использование речевых игр в организации режимных моментов Использование речевых игр в организации режимных моментов Актуальность - Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного.

Картотека потешек для режимных моментов в первой младшей группе ГОТОВИМСЯ КО СНУ ТРОПИНКА КО СНУ Пять котят спать хотят, А шестой - не спит. Пять котят спать хотят, А шестой - шалит! Хвостиком виляет,.

№ 784989-016-015 от 27 октября 2017

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет "Лес. Дикие животные"

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю - МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» - сразу. Свой сайт - бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 - 2018

Источник:

www.maam.ru

Формирование умения организовывать самостоятельную деятельность у старших дошкольников

Формирование умения организовывать самостоятельную деятельность у старших дошкольников.

В руководстве самостоятельной деятельностью детей все важно: создание предметно-игровой среды, направленность интересов, особенности межличностных отношений и т. д. Все же на особое место поставим организационные умения.

Процесс формирования умения организовывать самостоятельную деятельность у старших дошкольников включает три направления:

1. Предварительная подготовка детей к выполнению выбранных занятий, игр.

2. Руководство самостоятельной деятельностью детей непосредственно в свободное время.

3. Стимулирование организационного опыта в повседневной жизни детей.

1. Предварительная подготовка дошкольников к выполнению

самостоятельно выбранных занятий, игр.

На этом этапе происходит расширение представления детей об организационной стороне деятельности, актуализация и дальнейшее обогащение опорных (специальных) знаний, умений с учетом программных требований и индивидуальных особенностей детей, а также привлечение их внимания к со-

держанию предметно-игровой среды.

Подготовительная работа может проводиться на плановых занятиях специального цикла (рисование, лепка, ручной труд и т. д.)

Разрабатывая такие занятия важно учитывать три положения:

- привлечь внимание дошкольников к содержанию жизненного пространства групповой комнаты;

- актуализировать ранее усвоенные знания, умения (опорный опыт);

- познакомить с процессом организации того или иного вида деятельности в зависимости от темы занятия.

Специально остановимся на вопросе расширения представлений дошкольников о процессе организации различных игр и занятий. Для этого следует использовать серии картинок, (см. ниже) дидактические игры, игры-инсценировки.

Серии картинок представляют собой разновидность предметно-схематической модели, в основе которой лежит принцип замещения: последовательность изображений на картинках соответствует последовательности организационных действий (постановка цели, планирование, практическое осуществле-

ние, самоконтроль и самооценка). Такая модель помогает детям усвоить существенные связи внутри выполняемой деятельности и сформировать обобщенное представление о структуре умения ее организовывать.

Дидактические игры создаются на основе серий картинок.

Игровой материал: длинные полоски бумаги, поделенные на «квадраты» количество которых должно соответствовать числу структурных компонентов той или иной самостоятельной деятельности. К ним прилагаются наборы карточек,

размеры которых совпадают с размерами квадратов. Карточки прикрепляются к полосе таким образом, чтобы можно было

легко снять любую из них. Каждый комплект карточек содержит изображения, относящиеся к процессу выполнения соответствующей деятельности (правильные ответы), а также ряд картинок, никак не связанных с данным занятием или игрой, (неправильные ответы) используя такие игры дети учатся вы-

страивать процесс организации той или иной деятельности.

Весьма ценным методическим приемом являются игры-инсценировки.

Их желательно организовывать с подгруппами детей (5-8 человек) в часы,

предназначенные для совместной деятельности воспитателя с детьми. Игры-инсценировки расширяют представления дошкольников о практической значи-

мости каждого организационного действия и необходимости соблюдать последовательность их осуществления. Воспитатель разыгрывает перед детьми небольшие сценки с куклами, в конце задаст вопрос, побуждающий «зрителей» к поиску ответа, высказыванию своих предложений.

2. Руководство самостоятельной деятельностью детей в свободное от занятий и бытовых режимных процессов время.

Основное место, на этом этапе занимает работа, помогающая детям овладеть практическим опытом организации разных видов самостоятельной деятельности. Руководство воспитателя начинается с приобщения дошкольников к целесообразной занятости, с создания атмосферы, побуждающей их к органи-

зационным действиям. Так, педагог может поинтересоваться, как его воспитанники собираются провести свободное время, и, соответственно, одобрить интересные замыслы, в отдельных случаях ненавязчиво подсказать тему, дать советы.

На этом этапе большое внимание уделяется индивидуальной работе. Воспитателю потребуется изучить особенности поведения детей в свободное время. Заметим, что большинство организационных действий скрыты от непо-

средственного восприятия, часто не выражаются в словесной форме. Так, занимаясь один, а порой участвуя и в совместных делах, ребенок «про себя» планирует и осуществляет контрольно-корректировочные действия. Поэтому выявить уровень овладения организационными действиями поможет изучение ха-

рактера самостоятельной деятельности дошкольников: ее содержательности, устойчивости и результативности, а, кроме того, общение. Вопросы воспитателя могут касаться выбора занятия («Что ты хочешь сделать, чем заняться? Почему ты решила взять эту игру?»), планирования

(«Как ты будешь создавать эту поделку?», «Вы подумали, как будете играть?»), осуществления намеченного («Почему ты стал рассматривать книгу не с начала?», «Ты разве все вырезала формы?»), осуществления самоконтроля («У тебя

все получилось как было задумано?», «Тебе ничего не нужно исправить?», «А разве капитан корабля готовит обед морякам?»), самооценки («Тебе нравится

твоя работа, почему?», «Расскажи, как ты смог получить так много фантов»).

Широкое применение должна иметь оценка. Она выступает внешним ориентировочным сигналом, способствующим формированию личностного отношения дошкольников к процессу организации. Оценка взрослых укрепляет контрольно-корректировочные действия детей (самоконтроль, самооценку).

Оценивать рекомендуется все компоненты деятельности: выбор цели, используемые средства, практическое выполнение, полученный результат.

3. Стимулирование проявлений организационного опыта детей в повседневной жизни. Назначение этого этапа состоит:

- в раскрытии перед детьми нравственно-этической и практической значимости целесообразного проведения свободного времени:

- в побуждении дошкольников к использованию организационного опыта, в по-

вседневной жизни. Для этого можно использовать художественную литературу, проводить беседы.

Эмоционально-привлекательным средством расширения и укрепления представлений дошкольников о необходимости целесообразной, продуктивной организации свободного времени может служить вечер-развлечение «Не трать время зря!».

Периодически рекомендуется организовывать выставки детских работ, выполненных в свободное время в ДОУ и дома. Важное место стоит отвести фольклору.

Нельзя не отметить, что в стимулировании организационных проявлений дошкольников большое значение имеет личность педагога. Воспитатель должен помнить о том, что своими эмоциями, поведением, действиями важно по-

стоянно показывать детям свой интерес к тому, как они проводят досуг, общаются между собой, относятся к результатам труда своих товарищей, реагируют на выигрыши и проигрыши и т. д.

Таким образом, представления о необходимости целесообразной занятости в единстве с практическим организационным опытом создают основу того, что умение организовывать самостоятельную деятельность начинает принимать для дошкольников личностно значимый смысл, и они начинают переносить усвоенные способы действия в новые условия. Польза такой работы, проведенной в стенах дошкольного учреждения, несомненно, скажется в школьные годы.

Основные понятия: умение организовывать самостоятельную деятельность.

Литература: Ежкова Н. С. Помогите дошкольнику занять себя. Тула, 1997.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник:

studfiles.net

Консультация на тему: Методические основы руководства самостоятельной деятельностью дошкольников, скачать бесплатно, Социальная сеть работников образо

Консультация на тему:

Методические основы руководства самостоятельной деятельностью дошкольников.

Предварительный просмотр:

Дата проведения: 14 10 2015 г.

Тема: Методические основы руководства самостоятельной деятельностью дошкольников.

Цель: рассмотреть с педагогами вопросы в части формирования у дошкольников умения организовывать самостоятельную деятельность, педагогической поддержки полезной занятости детей в свободное время.

  1. Формирование у дошкольников умения организовывать самостоятельную деятельность.
  2. Предварительная подготовка детей к свободной самостоятельной деятельности.
  3. Педагогическая поддержка полезной занятости детей в свободное время.
  4. Формирование ценностных представлений о свободном времени и ценностного отношения к свободному времени, полезной занятости жизни.
  5. Досуговая деятельность дошкольников в условиях семьи.

ФГОС ДО нацелен на то, что бы педагоги меняли формы организации работы с детьми. При изучении задач ФГОС ДО можно увидеть, что самостоятельная деятельность занимает важное место. Поэтому педагоги ДОО должны перестраиваться, что бы жить в контексте современного стандарта. Мы с вами живем в современном обществе очень динамично, поэтому мы должны к такой динамичной жизни приобщать и наших детей. Общество, стандарт хочет видеть детей деятельностных. В стандарте красной строкой прописан деятельностный подход в развитии и обучении детей.

Поэтому, мы с вами должны организовать таким образом среду, что бы приобщить детей к разным видам деятельности и через эту деятельность развивать их. Среда должна быть доступная, насыщенная, разнообразная.

Воспитатель должен создать такую среду, в которой ребенок, читая какие-то знаки, которые он придумал желательно вместе с ним, развивался самостоятельно и включался в эту деятельность самостоятельно. Для этого педагог должен проявить свою выдумку, фантазию.

Педагогу так же не следует забывать про личностно-ориентированную модель, те есть включение ребенка в деятельность на равных. Поэтому мы с вами должны «подняться» до уровня ребенка. Именно «подняться», что бы общаться с ребенком, как с равным и тогда дети больше раскрываются, больше дают новых идей, чем мы с вами можем предложить. Это происходит тогда, когда мы начинаем уважать ребенка. Личностно-ориентированная модель взаимодействия так же прописана в ФГОС ДО.

Самостоятельная деятельность детей требует постоянного внимания и педагогической поддержки со стороны взрослых. Хотя по своей сути она как бы исключает вмешательство извне, необходимо подчеркнуть, что ее успешное осуществление возможно только при целенаправленном руководстве, обеспечивающем достаточный уровень подготовленности ребенка к свободному времяпрепровождению.

УДАЧНЫЕ РИСУНКИ И ПОДЕЛКИ, ИНТЕРЕСНЫЕ ИГРЫ, УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ДОШКОЛЬНИКОВ – РЕЗУЛЬТАТ СЕРЬЕЗНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ. В руководстве свободной самостоятельной деятельностью детей важно все: создание предметно-развивающей среды, атмосферы эмоционального комфорта, направленность интересов детей, особенности межличностных отношений, сформированность ценностных представлений о свободном времени.

Как воспитателю можно разнообразить игровые уголки ?

«Минимаркет» - в рамках темы недели разнообразить монеты, купюры. Что можно считать?

Тема недели «Зима» - маленькие и большие снежинки.

«Транспорт» - маленькие и большие колеса, рули.

«Африка» - бананы (единица валюты).

Сюжетно-ролевая игра «Врач - окулист». Таблица для обследования зрения – менять знаки в зависимости от темы недели совместно с детьми. Тема «Бытовая техника» – наклеены или нарисованы приборы. Тема «Африка» – наклеены или нарисованы животные жарких стран. Но давать следует задания, адекватные возрасту ребенка, что бы дети справились с заданием. Таким образом, воспитателю нужно ежедневно продумывать, как еще разнообразить среду и детскую деятельность.

Так же следует воспитателям менять атрибуты в рамках темы в центрах активности. Нужно размещать по темам недели материал в центры активности, который бы провоцировал детей на организацию какой-либо деятельности. В этом также будет проявляться деятельностный подход.

Когда дети изготавливают атрибуты для детских игр, это их развивает? А если они эти атрибуты выполняют самостоятельно по алгоритмам и схемам ? Это еще больше их развивает. Поэтому в группах должно появиться много разнообразной атрибутики.

Такие схемы, алгоритмы помогут детям осуществить выбор того, что они хотят сделать и какие действия нужно для этого выполнить. Например, разнообразные алгоритмы по изготовлению атрибутов для игровой деятельности из соленого теста.

Пооперационные карты вызывают интерес и желание действовать и когда воспитатель создает не одну модель, а несколько, то у ребенка возникает желание действовать по-разному (пошаговые карты).

В какие еще центры активности можно располагать алгоритмы действий – экологический центр (уход за растениями, посадка лука, посадка семян и пр.), центр экспериментирования (пошаговое проведение эксперимента, опыта), центр художественного творчества, книжный уголок (ремонт книги) и пр. Постепенно такие пооперационные карты будут накапливаться, у воспитателя в группе будут формироваться тематические коробки. Главное, что бы у воспитателя было желание, и воспитатель не боялся меняться, пробовать.

Когда воспитатель говорит о том, что понял суть ФГОС ДО и реализовывает его, но после изодеятельности на выставке детских работ висят 30 одинаковых снеговиков, с одинаковыми ведрами, одинаковыми морковками, то это в корне не верно!

Как можно внести изменения, варианты, что бы избежать 30ти одинаковых снеговиков? (индивидуализация образовательного процесса).

  • Снеговик побольше, поменьше.
  • На голове разные головные уборы, разного цвета.
  • Из чего может быть нос у снеговика? (морковка, уголь, пуговица и пр.).
  • Разные фоны, разные форматы.

У ребенка всегда должен быть выбор.

Что же включает в себя формирование умения организовывать самостоятельную деятельность у дошкольников:

  • Предварительная подготовка детей к свободной самостоятельной деятельности.
  • Педагогическая поддержка полезной занятости детей в свободное время.
  • Формирование ценностных представлений о свободном времени и ценностного отношения к свободному времени, полезной занятости жизни.

Раскроем подробно каждое направление:

Предварительная подготовка детей к свободной самостоятельной деятельности.

  1. Расширение представлений детей об организационной стороне деятельности, последовательности осуществления действий, обеспечивающих успешность организации любой деятельности.
  2. Обогащение и последующая актуализация личного опыта детей – базисных знаний, умений и навыков в области изобразительной, художественно-творческой, двигательной, театрализованной и других видов деятельности с учетом программных требований и индивидуальных особенностей детей.
  3. Поддержка и развитие интереса к разным видам деятельности.
  4. Привлечение внимания к содержанию предметно-пространственной среды, систематическое пополнение ее новыми предметами, игрушками и т п.

Предложить педагогам рассмотреть примеры специально организованного общения, направленного на подготовку дошкольников к самостоятельной деятельности (Н С Ежкова. Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников. Стр 91-109).

Раздать воспитателям примерные комплексы проведения общения. Педагоги знакомятся с одним из вариантов общения и обыгрывают с педагогами.

Специально остановимся на вопросе расширения представлений детей о процессе организации самостоятельной деятельности последовательности. К практико-значимым методическим материалам в этом направлении можно отнести серии картинок, дидактические игры и упражнения.

Серии картинок представляют собой разновидность предметно-схематической модели, в основе которой лежит принцип замещения: последовательность изображений на картинках соответствует последовательности организационных действий (постановка цели, планирование, практическое осуществление, самоконтроль и самооценка). Такая модель помогает детям усвоить существенные связи внутри выполняемой деятельности и сформировать обобщенное представление о структуре умения ее организовывать. Серии картинок оформляются на широкой полосе бумаги. Для каждого вида самостоятельной деятельности – своя серия картинок.

Серии картинок можно использовать в процессе проведения специальной образовательной деятельности, бесед, личностно ориентированного общения, во время свободной самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку картинки являются обобщенными, схематичными моделями процесса организации разных видов деятельности, то их показ следует сопровождать подробным объяснением взрослого, чтением стихотворного текста, отражающего основные моменты организации той или иной деятельности. Так, детям в игровой, занимательно-непринужденной форме необходимо раскрыть смысл каждого изображения, порядок следования организационных действий, особо стоит остановиться на действиях: планировании, самоконтроле и самооценке.

Варианты использования серии картинок, как дидактические игры и упражнения: хаотичную последовательность действий выложить по порядку, заполнить недостающие пустые квадраты в цепочке действий. Ребенок (дети) поясняют порядок выкладывания карточек на полосе. Рассмотреть с педагогами наглядные пособия и литературный материал (Н С Ежкова. Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников. Стр 110-129).

Педагогическая поддержка полезной занятости детей в свободное время.

При реализации этого направления основное место занимают:

  • Создание атмосферы, побуждающей детей к организационным действиям. Отношение педагога к организации досуговой деятельности.
  • Отслеживание за состоянием предметно-развивающей среды: периодически насыщать ее новыми атрибутами, пособиями, изменять расположение игрового материала. Желательно иметь полочку, шкафчик для размещения игрушек, предметов, принесенных из дома.
  • Вопросы, побуждающие ребенка к активным действиям, выбору игры (что ты хочешь сделать? Чем заняться? Как вы собираетесь провести свободное время?). вопросы-побуждения к планированию (как ты будешь создавать эту поделку? Вы подумали, как будете играть?). Вопросы осуществления самоконтроля, самооценки (у тебя все получилось как было задумано? тебе ничего не нужно исправить? Тебе нравится твоя работа? Почему?)
  • Педагогическая оценка самостоятельной деятельности детей (оценивать занятость детей в свободное время необходимо систематически).
  • «Экран интересных дел» - это отметка результатов, подведение итогов проведенного досуга. Специальными поощрительными знаками отмечаются дети, самостоятельная деятельность которых отличалась оригинальностью, богатством содержания, достаточной устойчивостью и результативностью.
  • Выставка детских работ, выполненных в свободное время в условиях дошкольных организаций и семьи.
  • Фольклор – пословицы и поговорки (не сиди сложа руки, так и не будет скуки. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Делано наспех – сделано на смех и пр.)

Формирование ценностных представлений о свободном времени и ценностного отношения к свободному времени, полезной занятости жизни.

Назначение педагогической работы состоит в раскрытии детям нравственно-этической и практической значимости целесообразного проведения свободного времени через:

  • Стенд для знакомства детей с продолжительностью игр, занимательных дел по интересам. С помощью художественных средств поделить его на две части и каждую окрасить в определенный цвет, например красный и синий. На красной стороне размещаются изображения игр и занимательных дел, которые требуют относительно много времени на процесс их организации. К ним относятся сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации, настольно-печатные, спортивные игры, поделки из природного и бросового материалов, рисование, аппликация, лепка, конструирование, вышивание и др. На синей стороне стенда размещаются изображения тех видов деятельности, которые легко «свернуть», закончить в короткое время. Это игры с мячом, обручем, скакалками, рассматривание альбома, книги, уборка игрушек, общение детей друг с другом и др. изображения могут быть выполнены в виде сюжетных рисунков или схематично, например занятие аппликацией изображается в виде ножниц и кисточки с клеем, игру на детских музыкальных инструментах символизирует металлофон и т п.
  • Эмоционально-смысловое общение воспитателя с детьми на тему: «Свободное время и как его провести».
  • Художественная литература, произведения живописи для обогащения детей ценностными представлениями о необходимости полезной занятости жизни, созидательной роли труда: Е Благинина «Уморились», Л Воронкова «Танины дела», Н Калинина «Вот так дежурные», р н сказка «Морозко», В Осеева «Добрая хозяюшка» и др.

Досуговая деятельность дошкольников в условиях семьи.

Достаточно много свободного времени дети проводят дома. Контроль за организацией досуга детей в условиях семьи, поддержка их интересов, увлечений, желания заниматься определенным делом со стороны родителей являются необходимым условием, обеспечивающим успешность развития умения организовывать самостоятельную деятельность, а в дальнейшем – полезную занятость жизни в целом.

Педагогам дошкольных организаций важно:

  • Познакомить родителей с тем, как в домашних условиях создать для ребенка необходимую предметно-развивающую среду, какие занимательные дела и игры целесообразно организовывать.
  • Показать значение умения организовывать самостоятельную деятельность для полноценного развития личности ребенка и подготовки к обучению в школе.
  • Раскрыть нравственно-этическую и практико-значимую стороны организационного опыта детей.
  • Обогатить представления родителей о количестве предоставляемого детям свободного времени.

Педагогическое просвещение может осуществляться в различных формах.

В массовых или фронтальных: проведение родительских собраний, лекториев, семинаров, «круглых столов», дискуссий, школ для родителей и др. Примерные темы для совместного обсуждения: «Помогите ребенку целесообразно провести свой досуг», «Как развить самостоятельность детей в организации разных видов деятельности» и др.

В индивидуальных: проведение консультаций, бесед и т п. в условиях дошкольных организаций и семьи. Предметом совместного обсуждения могут быть: круг интересов ребенка, организация предметно-развивающего жизненного пространства, своеобразное проявление самостоятельности в реализации замыслов и пр.

При проведении фронтальных и индивидуальных форм работы целесообразно использовать иллюстративный материал – видеофильмы, серии картинок, фотографии и т п, организовывать выставки детских работ, наглядно показывающие различные варианты занятости детей в свободное время, обсудить список художественной литературы для домашнего чтения и варианты вопросов для последующего общения по прочитанному.

В форме наглядной, стендовой печати: оформление стендов, книжек-передвижек, показывающих разные варианты руководства самостоятельной деятельностью детей в условиях семьи и др.

Можно подготовить «Памятки-ориентиры по руководству самостоятельной деятельностью ребенка в домашних условиях, обсудить с родителями содержание этого методического материала».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Руководство самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики.

Выступление на семинаре практикуме «Руководство театрализованной деятельностью дошкольников 4-5 лет» Работая, с несколькими группами стало возможным определить самое удобное время для проведения специ.

Оценка руководства игровой деятельностью дошкольников.

Консультация для педагогов.

Под познавательной деятельностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, угл.

Среда развития в ДОУ является основой для самостоятельной деятельности и самообразования маленького ребёнка. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день сто.

Источник:

nsportal.ru

Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников в городе Улан-Удэ

В этом каталоге вы сможете найти Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников по доступной цене, сравнить цены, а также найти иные предложения в категории Наука и образование. Ознакомиться с характеристиками, ценами и обзорами товара. Транспортировка может производится в любой населённый пункт России, например: Улан-Удэ, Саратов, Липецк.