Книжный каталог

Миграция: словарь основных терминов

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Словарь включает более 300 статей, раскрывающих содержание важнейших терминов и понятий по миграции населения. Они дают представление о сущности миграции, о ее социально-экономическом, демографическом, геополитическом и культурно-цивилизационном значении в прошлом и настоящем, о миграционной политике России и других стран мира. Учебное пособие адресовано студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений, а также всем интересующимся проблемами миграции.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Ларченко Н. Словарь-справочник медицинских терминов и основных медицинских понятий Ларченко Н. Словарь-справочник медицинских терминов и основных медицинских понятий 191 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Анатолий Петрович Гаршин Химические термины. Словарь 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО Анатолий Петрович Гаршин Химические термины. Словарь 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО 759 р. litres.ru В магазин >>
Анатолий Петрович Гаршин Химические термины. Словарь 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов Анатолий Петрович Гаршин Химические термины. Словарь 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов 759 р. litres.ru В магазин >>
А. П. Гаршин, В. В. Морковкин Химические термины. Словарь. Учебное пособие А. П. Гаршин, В. В. Морковкин Химические термины. Словарь. Учебное пособие 1007 р. ozon.ru В магазин >>
А. П. Гаршин,В. В. Морковкин Химические термины. Словарь. Учебное пособие для СПО А. П. Гаршин,В. В. Морковкин Химические термины. Словарь. Учебное пособие для СПО 959 р. ozon.ru В магазин >>
Англо-русский и русско-английский словарь основных фармацевтических и фармакопейных терминов Англо-русский и русско-английский словарь основных фармацевтических и фармакопейных терминов 529 р. ozon.ru В магазин >>
П. А. Коновалов, В. П. Коновалов, Ф. Ф. Зехниев Терминологический словарь по фундаментостроению, механике грунтов и грунтоведению П. А. Коновалов, В. П. Коновалов, Ф. Ф. Зехниев Терминологический словарь по фундаментостроению, механике грунтов и грунтоведению 2449 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Миграция: словарь основных терминов

Миграция: словарь основных терминов

20 августа - 2 сентября 2007

Словарь основных терминов

М., Издательство РГСУ, 2007, 472 страницы

Словарь включает более 300 статей, раскрывающих содержание важнейших терминов и понятий по миграции населения. Они дают представление о сущности миграции, о ее социально-экономическом, демографическом, геополитическом и культурно-цивилизационном значении в прошлом и настоящем, о миграционной политике России и других стран мира. В словаре содержится характеристика показателей, источников информации и методов изучения миграционных процессов. Большое внимание уделено научным исследованиям в области миграции: проанализированы теории и модели миграционных процессов, дана обширная информация об исследованиях миграции населения (и их авторах).

Словарь является дополнением к учебному пособию для вузов "Социология миграции", опубликованному автором в 2006 г.

Учебное пособие адресовано студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений, а также все интересующимся проблемами миграции.

Приложение 1. Федеральный закон "О беженцах"

Приложение 2. Федеральный закон "О вынужденных переселенцах"

Приложение 3. Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Приложение 4. Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

Приложение 5. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

Приложение 6. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

Демоскоп Weekly издается при поддержке:

Источник:

www.demoscope.ru

Миграция: словарь основных терминов

Миграция: словарь основных терминов

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА, КНИГИ, ПУБЛИКАЦИИ

В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ

Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов. - М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. 472 с. (Gaudeamus).

Данное уникальное издание было подготовлено в ходе осуществления особого проекта Российским государственным социальным университетом совместно с издательством «Академический Проект». В состав словаря входит более 300 статей, которые разъясняют суть важнейших понятий и терминов в сфере изучения миграции. В совокупности словарь дает обобщенное представление о том, что такое миграция или иммиграция, о ее социально-экономическом, демографическом, геополитическом, культурном и цивилизационном значении в различные времена. Также в полноте раскрывается миграционная политика различных стран и в первую очередь – России. Рецензентами издания стали: Г.И. Осадчая, доктор социологических наук, профессор, а также А.В. Дмитриев, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор.

Издание «Миграция: словарь основных терминов» допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию как учебное пособие для студентов высших учебных заведений, которые получают образование по специальности «Социология» или другим, сопутствующим гуманитарным специальностям. Таким образом словарь адресован не только студентам, но и аспирантам, преподавателям высших учебных заведений России, работникам в сфере иммиграции, включая также всех, кто интересуется данными проблемами.

При использовании материала, текста или перепечатке любых отрывков (цитат) из него в интернете или печатных изданиях - ссылка (действующая!) на данный сайт www . pmg - online . ru (цитируемую страницу сайта) и упоминание полного названия «Журнал ПМЖ» – обязательны! С иными правами можно ознакомиться на странице «Copyright ПМЖ».

Источник:

www.pmg-online.ru

Миграция: словарь основных терминов

Миграция: словарь основных терминов К ОНФЕРЕНЦИИ, КНИГИ, ПОСОБИЯ, НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Допущено Учебно-методическим объединением по классическому

образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности 040201 — «Социология» и другим гуманитарным

Москва Москва Академический Издательство РГСУ Проект 2007 2007 УДК 316;

60.7 Ю 16 Издание подготовлено в рамках совместного проекта Российским государственным социальным университетом и издательством «Академический Проект»

Г.И. Осадчая — доктор социологических наук, профессор А.В. Дмитриев — член корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор Юдина Т.Н.

Ю16 Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие.

— М.: Издательство РГСУ;

Академический Проект, 2007. — 472 с. — (Gaudeamus).

ISBN 978-5-7139-0526-2 (Издательство РГСУ) ISBN 978-5-8291-0882-3 (Академический Проект) Словарь включает более 300 статей, раскрывающих содержание важнейших терминов и понятий по миграции населения. Они дают представление о сущности миграции, о ее социально-экономическом, демографическом, геополитическом и культурно-циви- лизационном значении в прошлом и настоящем, о миграционной политике России и других стран мира.

Учебное пособие адресовано студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений, а также всем интересующимся проблемами миграции.

60. © Юдина Т.Н., 2007 © Издательство РГСУ.

Оригинал-макет, 2007 © ISBN 978-5-7139-0526-2 ISBN 978 Академический Проект.

Оформление, 5-8291-0882- СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ. СЛОВАРЬ. Приложение 1. Федеральный закон «О беженцах». Приложение 2. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах». Приложение 3. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

. Приложение 4. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Приложение 5. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Приложение 6. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ. Предисловие «Миграция: словарь основных терминов» — первое издание по миграции в России такого рода. В нем раскрыто на современном информационном уровне в максимально сжатой форме содержание широкого круга понятий и терминов (их более 300), связанных с миграцией населения. В словаре содержится характеристика показателей, источников информации и методов изучения миграционных процессов.

Большое внимание уделено научным исследованиям в области миграции: проанализированы теории и модели миграционных процессов, дана обширная информация об исследованиях миграции населения (и их авторах).

Учитывая особую важность, которую приобрели в настоящее время вопросы миграционной политики в России в целом и в ее отдельных регионах, в словаре значительный акцент сделан на социально-экономических, демографических и геополитических последствиях миграции. Особое внимание уделено правовой базе миграционной политики в России: не только дан анализ законов и постановлений Правительства РФ, но и в приложениях приведены тексты федеральных законов «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Современные тенденции миграционных процессов в России представлены в словаре на фоне аналогичных проблем в других странах мира. Например, подробно рассмотрены иммиграционная политика западных стран (воссоединение семей, трудовая иммиграция, прием лиц, ищущих убежища, специфические категории иммигрантов, программы легализации мигрантов) и миграционная политика отдельных государств, опыт которых наиболее полезен для России.

Представленная в словаре информация может быть практически полезна читателю. Например, подробно изложены требования (и ограничения) для получения шенгенской визы.

А в разделе об экономической миграции рассмотрены канадская и австралийская балльная системы отбора экономических мигрантов, американская система квотирования и преференций трудовой миграции, герман ская система предоставления разрешения на работу, метод квотирования в России.

В словаре содержится информация о международных организациях, занимающихся миграцией населения: УВКБ и МОМ ООН, Международного комитета Красного Креста и их работе в России, а также о работе Федеральной миграционной службы (ФМС) России и неправительственных организаций, занимающихся проблемами миграции в России.

Словарь является дополнением к учебному пособию для вузов «Социология миграции», опубликованному автором в 2005 г. в издательстве «Академический Проект». Поэтому многие понятия в словаре рассмотрены через призму социологии (например, проблемы интеграции мигрантов — как со стороны принимающего общества, так и со стороны самих мигрантов).

Для удобства читателей в словаре автором допущены некоторые повторы: это связано со стремлением автора отразить в термине максимум информации, чтобы реже отсылать читателя к другим статьям.

Статьи расположены в алфавитном порядке. В конце статьи приводится ссылка на источник, где читатель может получить более обширную информацию.

Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра социальной демографии Института социально-политических исследований РАН Л.Л. Рыбаковский Аборигены (от лат. ab origine — от начала) — совокупность населения, проживающая исторически длительное время на определенной территории, связанная с ней прочными социально-экономическими отношениями и принадлежащая к одной этнической группе. Вплоть до середины XX в. применительно к аборигенам использовался синоним «туземцы» («туземное население»). Термин «аборигены»

обычно употребляется для обозначения коренных жителей Африки, Америки, Австралии, т.е. территорий, открытых европейцами в Новое время. Термин «коренные жители»

относится к потомкам тех, кто населял данную территорию до ее колонизации, сохранил полностью или частично свои традиционные языки, обычаи и образ жизни, отличающие их от преобладающего в стране общества. В настоящее время в международном праве используются термины «коренные народы» и «народы, ведущие племенной образ жизни».

Коренным народам посвящены несколько конвенций Международной организации труда. 1993 г. был провозглашен Организацией Объединенных Наций годом коренных народов.

Источник: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского;

Центр социального прогнозирования.

Адаптация мигрантов (от лат. adaptatio — приспособление) — адаптация как процесс приспособления человека к новым для него условиям жизни двойственна по своей природе, как двойственна и природа человека. С одной стороны, это приспособление человека как живого существа, а с другой — как личности, социального феномена. И в этом смысле адаптацию можно разделить на социальную и биологическую.

То и другое составляет среду обитания. Конечно, такое деление условно, ибо биологическая адаптация во многом зависит от социальных условий, а социальная адаптация не исключает биологических особенностей человека. Выделение в структуре адаптации социаль ного и биологического компонентов недостаточно, чтобы выявить сущность этого процесса. Расчленение явления на части по качественным признакам (как любая классификация) должно носить предметный характер, иначе говоря, учитывать природу явления. Поэтому не может быть классификации адаптации вообще, а может быть классификация адаптации в конкретной предметной области: она может быть для мигрантов, для новых рабочих на производстве, для новобранцев и т.д.

В адаптации мигрантов можно выделить три наиболее важных вида.

Первый вид адаптации носит наиболее общий характер и означает приспособление новосела к новой социально демографической среде того места, куда вселяется мигрант.

Это приспособление двойственно. С одной стороны, происходит процесс установления новых родственных связей, знакомств и т.д., а с другой — постепенное ослабление старых родственных, земляческих, имущественных и иных связей.

Второй вид адаптации мигрантов возникает тогда, когда в результате смены места жительства меняется и социально экономический статус населенного пункта. Подобная адаптация необходима при переселении из поселков городского типа в средние и большие города и тем более — из сельской в городскую местность. Различия в образе жизни городских и сельских жителей затрудняют адаптационный процесс. Сельский житель, попав в город, должен отказаться от многих привычных поступков и приспособиться к новым видам поведения.

Третий вид адаптации возникает, когда процесс переселения осуществляется между районами с различными природными условиями и географическим положением. Этот вид адаптации обычно называют биологическим или медико биологическим приспособлением. Это не совсем точно.

Адаптация новоселов в новых районах имеет две стороны:

приспособление к природной среде и приспособление к географическому положению. В одном случае происходит медико-биологическая адаптация, которая совершается в форме акклиматизации, естественной иммунизации и т.д. В другом случае адаптация к географическому положению района вселения представляется как социальнопсихологический процесс. Она особенно болезненно протекает в транспортно изолированных местностях, таких, как районы Крайнего Севера.

Источник: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского;

Центр социального прогнозирования.

Аккультурация (англ. acculturation, от лат. ad — к и culture — образование, развитие) — результат процесса взаимовлияния культур, восприятия людьми одной национальности полностью или частично культуры другой этнической общности. Аккультурация является необходимым элементом межкультурного взаимодействия и существенной составляющей более широкого процесса глобализации.

Аккультурация может быть естественным процессом жизни людей в мультиэтническом обществе, а может быть результатом направленной политики государства, предоставляющего гражданство только тем прибывающим на его территорию мигрантам, которые должны пройти т. н.

натурализацию, прежде всего изучить государственный язык (иногда называемый официальным) или тот, на котором говорит большинство граждан страны. Аккультурация предполагает также принятие норм поведения, образцов повседневной жизни, предпочтение культуры доминирующей этнической общности.

Источник: Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Национальный общественно-научный фонд;

рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003. Т. 1. С. 22.

— территория компактного проживания Анклав иммигрантов, постоянно пополняющаяся в результате притока новых иммигрантов-соотечественников. Так, Брай- тон-Бич в Нью-Йорке — типичный пример анклава, сложившегося в результате советской (ныне российской, украинской и др.) эмиграции. Другим фактором увеличения его численности может быть естественный прирост среди иммигрантов.

Источник: Ионцев А.А. Миграция населения. Вып. 3:

Международная миграция (Приложение к журналу «Миграция в России»), М., 2001. С. 97.

Апартеид (от англ. apartheid — раздельное проживание) — крайняя форма расовой дискриминации, политика разделения населения по расовому признаку, лишение определенных групп населения в зависимости от расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав вплоть до территориальной изоляции.

В наиболее крайней форме политика апартеида проводилась белыми поселенцами Южной Африки. Бытовой апартеид, или «малый апартеид», практиковался белыми на юге Африки с XVIII в. Дискриминация проявлялась в ограничениях на смешанные браки, сферы занятости, пользование общественными местами. В качестве официальной политики властей апартеид наиболее рельефно проявился в ЮАР с г. до начала 1980-х гг. Под давлением освободившихся африканских государств в 1973 г. ООН была принята Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него. Нарастание политической и вооруженной борьбы коренного населения ЮАР привело к отмене там политики апартеида в начале 1990-х гг.

Источник: Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Национальный общественно-научный фонд;

рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003. Т. 1. С. 56.

Апатриды — лица, не имеющие гражданства какого- либо государства или подданства, лица без гражданства. Причины состояния безгражданства имеют характер объ- ективно политический (лишение гражданства, исчезновение государства, гражданином которого лицо было до этого), субъективно-политический (нежелание принимать гражданство какого-либо государства), религиозный, национальный (конфликты на религиозной или национальной почве, которые приводят к длительному перемещению людей с утратой личных документов, прекращению деятельности органов власти, архивов на территории конфликта, невозможность вернуться в прежнее государство). Например, после распада СССР в Эстонии, Литве и Латвии тысячи бывших советских граждан, утратив прежнее гражданство, не получили нового. Международное сообщество стремится создать условия для уменьшения (сужения) состояния безгражданства путем предоставления апатридам статуса гражданина (международные конвенции о сокращении и устранении безгражданства, о гражданстве замужней женщины, о правах ребенка, Соглашение между республиками Беларусь, Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном характере приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г.). Особенные гарантии касаются детей.

Состояние безгражданства, как правило, означает определенное «поражение в правах», поскольку для апатрида разрушена правовая связь, поддерживающая вза имные права и обязанности человека и государства.

Безгражданство серьезно влияет на социальный и правовой статус, затрудняет пользование обычными правовыми режимами для определения территории жизнедеятельности (регистрации места жительства и места пребывания). Особенно тяжелое положение у вынужденных мигрантов (хотя в ряде стран люди могут и в правовом состоянии апатрида реализовать широкий круг прав и обязанностей). Апатриды не имеют права занимать государственные должности, принимать участие в голосовании по выборам в органы государственной власти, не призываются на военную службу. При определенных условиях апатрид, как и гражданин иностранного государства, может получить политическое убежище в какой-либо стране.

Источник: Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Национальный общественно-научный фонд;

рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003. Т. 1. С. 56 — 57.

Ассимиляция (от лат. assimilatio — уподобление, слияние, усвоение). В широком смысле под ассимиляцией понимается процесс, в ходе которого две или более группы, ранее различавшиеся внутренней организацией, ценностными ориентациями, культурой, создают новую общность, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности, специфичности.

Наиболее широкое применение этот термин приобрел для характеристики межэтнических процессов, проявляющихся в том, что группы людей, принадлежащих к уже сформировавшимся этносам, оказавшись в тесном контакте с другим народом или в его среде (дисперсно расселенные этносы, например, в России — карелы, мордва и др.), воспринимают его язык, культуру, обычаи. В последующих поколениях происходит полная смена национальной самоидентификации (причисление себя к данному народу).

Существенным фактором ассимиляции являются межэтнические браки, хотя этническая самоидентификация детей, рожденных в таких браках, во многом зависит от национальности супруга-лидера, а также от ряда конъюнктурных факторов (приоритетов национальной политики на определенной территории).

Процесс ассимиляции может иметь как универсальный, так и частичный характер. Например, при ассимиляции народ может утратить свой язык, самоназвание, тра диционную структуру деятельности, но сохранить религиозные верования, некоторые бытовые традиции (о чем свидетельствует, в частности, история создания американской нации). Известны случаи, когда образующие новую общность народы сохраняют и свой язык (опыт создания бельгийской нации).

Ассимиляция может проходить естественным и насильственным путем.

Естественная ассимиляция — следствие объективных процессов экономического и политического сближения территорий (отдельных регионов и целых государств) и народов, давших мощный импульс их культурному сближению (например, растущая интернационализация мирового хозяйства). Естественная ассимиляция характерна и для мигрантов, которые на своей новой родине вливаются в состав коренного населения, постепенно растворяясь в нем.

Принудительная (насильственная) ассимиляция — это проявление определенной национальной политики, имеющей целью уничтожение того или иного этноса как самостоятельной единицы, но не физическим способом. В качестве приемов насильственной ассимиляции используются:

ограничение сферы применения национального языка с последующим полным его изъятием из обращения;

искоренение национальных традиций (запрет на празднование национальных праздников, исполнение обрядов);

насаждение несвойственных народу видов деятельности и др. Такая политика деформирует мораль, систему ценностей обоих народов, провоцирует ожесточенное сопротивление ассимилируемого народа, его стремление к этнической замкнутости, искусственное «выпячивание» его отличительных черт.

Насильственная ассимиляция — потенциальный источник межэтнических конфликтов. Насильственную ассимиляцию необходимо отличать от вынужденной, характерной, например, для мигрантов в развитые страны Запада, где быстрая ассимиляция приезжих является существенным условием их успешной социальной и экономической адаптации.

Интенсивность ассимиляции не всегда определяется соотношением численности этносов. Имеются исторические примеры того, как народ-завоеватель на покоренных территориях принимал культуру побежденных (норманны в Южной Италии, болгары на Балканском полуострове, хамитские племена в Восточной Африке и т.д.), а также того, как малочисленный народ ассимилировал более многочисленный. Один и тот же народ может сам активно ассимилировать другие народы (так, русские ассимилировали многочисленные финские и тюркские племена), но в отдельных случаях, особенно при проживании небольшими группами на территории традиционного расселения других народов, может стать сам объектом ассимиляции.

В глобальном плане всю историю человечества можно представить как процесс ассимиляции народов, объединения бесчисленных племен в ограниченное число этнических групп, народов (наций, народностей).

В России ассимиляционные процессы носят взаимный характер, хотя и являются избирательными относительно разных этнических групп.

Усиление ассимиляции происходит в период стабильной общественной жизни. Межэтнические конфликты снижают динамику развития процесса ассимиляции.

Источники: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского;

Центр социального прогнозирования.

М., 2003. С. 11 — 13;

Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М., 2003. С. 29 30.

Беженцы и ищущие убежище лица — люди, вынужденные оставить место своего жительства (уходить, уезжать, спасаясь бегством) вследствие различных угрожающих обстоятельств и прибывшие на территорию другого государства.

Угрожающими обстоятельствами могут выступать военные и политические конфликты, катастрофы, стихийные бедствия, преследования по различным мотивам и т.д. В рамках международного права некоторые государства существенно ограничили содержание понятия «беженец», исключив из него мигрантов по экономическим причинам, а также ограничив возможность признания в качестве беженцев мигрантов из районов стихийных бедствий.

Термин «беженец» нередко используется средствами массовой информации, политиками и широкой об щественностью для обозначения любого, кто вынужден покинуть свое обычное место проживания. Когда такой термин используется в общем смысле, то, как правило, не делается большого различия между теми, кто был вынужден покинуть свою страну, и теми, кто оказался перемещенным в ее пределах. Не обращается также серьезного внимания на причины бегства, и, независимо от того, спасаются люди от преследователей, политического насилия, межобщинного конфликта, экологической катастрофы или нищеты, предполагается, что все они попадают под понятие «беженец».

Однако, согласно международному праву, понятие «беженец» имеет более конкретное значение. Как зафиксировано в Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г., слово «беженец» относится к лицу, которое «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений».

В 1993 г. к Конвенции ООН и Протоколу присоединилась Российская Федерация. В Федеральном законе РФ «О беженцах», утвержденном Президентом Российской Федерации в июне 1997 г. (см. приложение 1), используется следующее определение понятия «беженец» — «лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне территории своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений;

или, не имея определенного места жительства и находясь вне страны своего прежнего места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».

Закон также определяет порядок признания и нахождения беженцев на территории страны. Данным законом в России введена процедура «предоставления временного убежища».

Российское законодательство, как и практика стран Запада, выделяет два правовых режима пребывания для рассматриваемой категории иммигрантов на разных этапах прохождения процедуры признания: для лиц, ищущих убежища, и для лиц, признанных беженцами.

Институт убежища определен в 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека, где впервые говорилось о праве искать «убежище от преследований». Генеральная Ассамблея ООН призывала предоставлять убежище и соблюдать принцип убежища. В декабре 1967 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о территориальном убежище, в которой говорилось, что предоставление убежища — это мирный и гуманный акт, который не следует рассматривать как недружелюбное действие со стороны другого государства.

Институт убежища стал означать не только место убежища, но и право «искать и пользоваться этим убежищем». В настоящее время при решении вопроса о предоставлении иностранному гражданину защиты от юрисдикции другого государства, что составляет основную суть института убежища, необходимо обращение к международному праву, которое предусматривает предоставление защиты на территории государства на основе его суверенитета.

С 1980-х гг. развитые страны стали проводить ограничительную политику в предоставлении убежища. Было введено понятие «безопасная страна происхождения», чтобы легче было выделить среди ищущих убежище лиц, подавших явно необоснованные ходатайства.

Существует «показатель предоставления статуса», который вычисляется как соотношение числа лиц, ищущих убежище, и числа лиц, получивших статус беженца. Российская Федерация на основании ст. 63 Конституции предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства: политическое убежище, временное убежище, признание беженцем.

Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

Временное убежище дает возможность предоставлять ту или иную форму «гуманитарного статуса» лицам, нуждающимся в защите и убежище, давая им право временно оставаться в стране.

Признание лица, ходатайствующего о признании его беженцем, происходит на основании Федерального закона «О беженцах» от 28 июня 1997 г. Все лица, ходатайствующие о признании их беженцами на территории РФ, должны проходить единую процедуру по проверке соответствия критериям, определяющим понятие «беженец» независимо от национальности и страны гражданской принадлежности или страны прежнего проживания. Статус беженца имеет ограниченный срок действия — до 3 лет.

Существует практика предоставления дипломатического убежища, которое дается скрывающемуся от преследования лицу в помещениях или на территориях, находящихся под юрисдикцией другого государства (в зданиях дипломатических миссий, резиденциях их глав, на военных кораблях и самолетах, в военных лагерях). Этот вид убежища признается только странами — членами Организации американских государств, подписавшими соответствующую конвенцию.

Понятие «лицо, ищущее убежище» относится к тем, кто обращается с просьбой о предоставлении статуса беженца в другом государстве, как правило, в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования в своей собственной стране либо реальной возможности потерять жизнь или свободу вследствие вспыхнувшего там вооруженного конфликта или царящего насилия. Страны, получающие наибольшее число индивидуальных ходатайств о предоставлении убежища, находятся, как правило, в развитых регионах мира: в Западной Европе и Северной Америке.

Категория «лицо, ищущее убежища» довольно расплывчата, поскольку она включает людей, которые в конечном счете будут признаны беженцами и ходатайства которых не будут отклонены, а также тех, которым предоставят тот или иной вид на жительство, даже если они не получат официального статуса беженца. До рассмотрения ходатайства все претенденты считаются «предполагаемыми беженцами» и в силу этого защищены принципом невыдачи.

Однако после рассмотрения ходатайства те претенденты, которым в предоставлении статуса беженца категорически отказано, подпадают под дейст вие обычных иммиграционных положений соответствующей страны.

Категория «лицо, ищущее убежища» является расплывчатой еще и потому, что людей, которые автоматически могут считаться беженцами, если они перебрались в соседнее государство, следует рассматривать лишь как ищущих убежища, если они транзитом следуют дальше и добиваются допуска в страну, где осуществляются процедуры индивидуального рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища.

Из числа лиц, ищущих убежища, лишь относительно небольшая часть получает статус беженца либо гуманитарный статус. По мнению сторонников ужесточения иммиграционного контроля, в большинстве случаев подача ходатайства о предоставлении убежища — это мошеннический прием со стороны тех, кто хочет мигрировать по экономическим соображениям. Однако многие аналитики считают, что это свидетельствует о растущем ужесточении политики в отношении беженцев и иммигрантов, которую проводят государства наиболее богатых регионов мира.

Можно с полным основанием говорить, что сегодня в мире существует ограничительная практика предоставления убежища.

В России, как и в других странах СНГ, используется также категория «лица, находящиеся в ситуации, схожей с ситуацией беженца», которая определяет их как лиц, которые покинули страну своего гражданства, или, если они являются апатридами, страну своего постоянного проживания в результате вооруженных конфликтов, поскольку их жизнь, безопасность или свобода находились под угрозой. Данная категория лиц не подпадает под действие конвенции 1951 г. и Протокола 1967 г.

В истории человечества потоки беженцев существовали всегда. Необходимость в их международно-правовом регулировании страны особенно ощутили в начале XX в., когда большое количество людей были вынуждены покинуть свои страны. Крупные потоки беженцев вызвали Первая мировая война 1914 — 1918 гг., геноцид армянского народа в Османской империи 1915 г., Октябрьская революция в России 19.17 г. и революционные события в ряде других стран.

Официально международные усилия по оказанию помощи беженцам были впервые предприняты в 1921 г., когда Международный комитет Красного Креста обратился к Лиге Наций с призывом помочь российским беженцам. Лига Наций назначила Ф. Нансена Вер ховным комиссаром Лиги по проблемам беженцев в Европе.

Структура, созданная Ф. Нансеном, впоследствии составила основу УВКБ ООН и занималась вопросами определения правового статуса (выдавала «нансеновские паспорта»), трудоустройством или возвращением на родину. В рамках Лиги Наций было заключено несколько соглашений по беженцам: Женевское соглашение 1922 г., Соглашение о выдаче удостоверений личности русским и армянским беженцам 1926 г., Женевская конвенция о международном статусе беженцев 1933 г. и некоторые другие. Приход нацистов к власти в Германии в 1933 г. вызвал новую волну беженцев. Под эгидой Лиги Наций принимаются Временное соглашение о статусе беженцев, прибывающих из Германии (Женева, 4 июля 1936 г.), Конвенция о статусе беженцев, прибывающих из Германии (Женева, 10 февраля 1938 г.), дополнительный протокол к ним (Женева, 14 сентября 1939 г.) и ряд других документов. 15 октября 1946 г. в Лондоне было принято межправительственное соглашение о выдаче беженцам проездных документов, заменившее Женевское соглашение о выдаче «паспортов Нансена».

После Второй мировой войны была создана сеть учреждений, систем и законодательных актов по решению проблем беженцев. В 1950 г. создано УВКБ ООН, в 1951 г.

принята Женевская конвенция о статусе беженца, в 1967 г. — протокол к ней, различные региональные документы (в 1969 г.

— Конвенция ОАЕ, в 1984 г. — Картахенская декларация).

Большинство стран мира присоединились к международным правовым актам по вопросам беженцев. В национальном праве понятие «беженец» трактуется в основном в рамках международных документов, хотя существуют и определенные отличия. В ситуации различной трактовки УВКБ ООН было вынуждено ввести такой статус, как «мандатные беженцы» — это лица, признанные в качестве беженцев и пользующиеся защитой данной организации. Место, сроки и условия пребывания мандатных беженцев определяются дополнительным соглашением между УВКБ ООН и правительством страны, при этом УКВБ ООН предпринимает попытки по поиску третьих стран, куда могли бы выехать мандатные беженцы. Признание человека беженцем обычно влечет за собой предоставление ему различных видов социальной помощи со стороны правительства принимающего государства.

В начале 2004 г., по данным УВКБ ООН, в мире насчитывалось около 20 млн. беженцев. Беженцы происходят в основном из регионов и стран, где ведутся военные действия и конфликты. Большой поток беженцев происходил из стран Азии, Африки, некоторых Балканских государств. Находят убежище беженцы в основном в соседних, а также в экономически развитых странах. В России регистрация беженцев началась с 20 марта 1993 г. На начало 2002 г. в стране насчитывалось 17,9 тыс. беженцев.

Помощь беженцам оказывают как непосредственно правительства, так и различные комитеты, фонды, а по линии ООН — Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Помощь беженцам, особенно в зонах конфликтов, оказывают международные организации — ООН, ОБСЕ, Международная организация по миграции (МОМ), Международный комитет Красного Креста (МККК), неправительственные организации и др.

Категория «беженцы» выделена в иммиграционном законодательстве всех стран и, как правило, относится к гуманитарному классу. Вопросы предоставления убежища регулируются правилами Женевской конвенции о статусе беженца (1951 г.) и законодательными актами страны, определяющими порядок предоставления статуса. Как правило, статус предоставляется на несколько лет, дает право на работу, воссоединение семьи, социальную помощь. Если лицо находится на территории страны достаточно продолжительное время, то предусмотрена возможность его натурализации. Кроме тех, кто подпадает под определение «беженец» согласно Женевской конвенции, убежище может предоставляться и другим группам лиц согласно законодательству страны, как правило, по гуманитарным основаниям.

В ряде западных стран в последние годы правила предоставления статуса беженца ужесточились.

В Дании в июле 2002 г. был отменен статус «беженцев de facto», т.е. теперь убежище могут получить лишь лица, соответствующие критериям Женевской конвенции 1951 г.

Исходя из принципиального положения о том, что беженцы должны вернуться в страну их выхода, до семи лет увеличен период ожидания разрешения на постоянное пребывание. Лица со статусом беженца могут быть высланы из Дании, если ситуация в стране их выхода нормализовалась.

В Германии в 1993 г. в конституцию были внесены поправки, существенно ограничивающие число лиц, имею щих право ходатайствовать о защите. Согласно этим изменениям на право убежища не могут претендовать граждане стран ЕС, а также граждане других стран, в которых соблюдаются права человека;

лица, выехавшие из страны, где (по определению правительства Германии) нет политического преследования (так называемые «спокойные» страны), могут получить убежище только в случае доказанности факта политического преследования со стороны государства;

не могут получить политического убежища лица, выехавшие в Германию через третью страну, в которой нет преследований по политическим мотивам.

Источники: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского;

Центр социального прогнозирования.

М., 2003. С. 14—17. Юдина Т.Н. Социология миграции:

Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006.

Безвозвратные миграции (переселение, постоянная миграция) — миграции в строгом значении этого слова. Ряд исследователей безвозвратную миграцию называют полной, полноценной, т.е. совершающейся насовсем. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населенных пунктов в другие, и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства. Первое условие исключает из миграции всевозможные перемещения населения внутри населенных пунктов, а второе — возвратные или краткосрочные поездки в другие населенные места.

Безвозвратная миграция в отличие от других видов миграции является важнейшим источником формирования постоянного состава населения в заселяемых местностях.

Естественно, что между безвозвратной миграцией и остальными ее видами нет непреодолимой преграды. Один вид миграции может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. В частности, эпизодическая, маятниковая и сезонная миграции порой бывают предшественниками безвозвратной миграции, так как они создают условия (в первую очередь информационные) для выбора возможного постоянного места жительства.

Источники: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского;

Центр социального прогнозирования.

М., 2003. С. 17—18. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). М., 2003. С. 25.

Бизнес-иммиграция — иммиграция предпринимателей (включая членов их семей), инвестирующих в экономику страны иммиграции свои финансовые средства.

Бипатриды — лица, обладающие одновременно гражданством двух или более государств. Основной причиной возникновения двойного гражданства является расхождение в основаниях приобретения и утраты гражданства, установленных в законодательстве разных стран. Так, к возникновению двойного гражданства ведет коллизия принципов «права крови» (родившийся следует гражданству родителей, где бы они ни находились) и «права почвы»

(ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого родился). Например, законодательство Российской Федерации предусматривает «право крови», а в Бразилии и США установлено «право почвы». Двойное гражданство может возникнуть также у женщины при вступлении в брак с иностранцем, если национальное законодательство не лишает ее гражданства после вступления в брак, а законодательство страны супруга автоматически предоставляет ей гражданство мужа. В этом случае имеет место коллизия «принципа единства семьи» (жена следует гражданству мужа) и «принципа равноправия сторон в браке» (вступление в брак не влечет за собой изменения гражданства супругов). «Принцип единства семьи» закреплен в законодательстве Испании, а «принцип равноправия сторон в браке» — в законодательстве большинства государств, в том числе в Российской Федерации.

Двойное гражданство может возникнуть и в результате усыновления, а также в случаях натурализации вследствие несовпадения ее оснований с основаниями утраты гражданства. В некоторых государствах, например в Германии, Швеции, двойное гражданство не разрешается. В Ирландии, Испании, Канаде, Бельгии, Франции, Италии, США двойное гражданство при определенных условиях законодательно признается или допускается.

Для России проблема двойного гражданства стала особенно актуальной после распада СССР в связи с необходимостью защиты миллионов россиян, оказавшихся за ее пределами. В качестве одного из средств было выбрано двойное гражданство, что нашло отражение в Конституции РФ. Так, ст. 62 предусматривает, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.

Наличие у российского гражданина гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. Иными словами, РФ признает двойное гражданство, но в определенных случаях, предусмотренных и регламентированных законом и международным договором.

Двойное гражданство влечет за собой определенные трудности и неудобства для лиц, обладающих им, поскольку они оказываются юридически связанными с двумя государствами и должны нести обязанности, предусмотренные законами обеих стран (налогообложение, гражданские повинности, военная служба и т.д.). Особенно часто предметом межгосударственных споров в отношении лиц с двойным гражданством является вопрос об их военной службе.

В этом случае оба государства могут требовать от такого лица выполнения воинской обязанности. Вопрос может быть урегулирован путем либо непосредственных дипломатических переговоров, либо заключения международного договора о военной службе лиц с двойным гражданством. Например, США заключили по данному вопросу договоры с Норвегией (1930 г.), Швецией (1933 г.), Швейцарией (1937 г.), Финляндией (1939 г.). На урегулирование вопросов двойного гражданства направлена и подписанная государствами Европейского союза в 1963 г. в Страсбурге конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и воинской обязанности в случаях множественного гражданства. Согласно этой конвенции военную службу соответствующие лица проходят в государстве, на территории которого они имеют свое обычное место жительства. Но они вправе по достижении 19 лет поступить в качестве добровольцев на военную службу другого государства своего гражданства.

Вопросы, связанные с двойным гражданством, решаются в большинстве случаев путем заключения двусторонних и многосторонних международных договоров, которые призваны прежде всего разрешить вопрос о том, каким образом бипатрид будет осуществлять свои права и обязанности по отношению к этим государствам. Так, в соответствии с Соглашением между РФ и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (ратифицировано 25.11.1994) лица, состоящие в гражданст ве обеих стран, в полном объеме пользуются правами и свободами, а также несут обязанности гражданина той страны, на территории которой они постоянно проживают (ст. 5);

обязательную военную службу проходят в той стране, где постоянно проживают на момент призыва. Таким образом, в современной практике сформировался принцип «эффективного гражданства»: бипатрид признается гражданином того государства, на территории которого он постоянно проживает, работает, имеет основную массу имущества и др.

Полностью исключить случаи двойного гражданства невозможно, но их можно сократить при помощи как внутригосударственных, так и международно-правовых средств. К числу первых можно отнести предоставление лицам права выбора гражданства и, следовательно, отказа от одного из своих гражданств, что предусмотрено, например, английским законом 1981 г. о британской государственной принадлежности. К числу такого же рода международноправовых средств относится закрепленное Соглашением Скандинавских стран в 1969 г. положение, согласно которому в случае приобретения лицом гражданства других договаривающихся сторон первоначальное гражданство считается утраченным.

Источник: Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Национальный общественно-научный фонд;

рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003. Т. 1. С. 100— 101.

Ближнее и дальнее зарубежье. Ближнее зарубежье (новое зарубежье) — условный термин, включающий в себя все бывшие союзные республики Советского Союза, ставшие зарубежными странами для России после распада СССР.

Призван отличать эти страны от «старого зарубежья», т.е.

зарубежных государств вне пределов бывшего СССР.

Дальнее зарубежье (старое зарубежье) — условный термин, подразумевающий совокупность всех зарубежных государств, находящихся за пределами бывшего СССР.

Призван отличать эти государства от «ближнего зарубежья», т.е. вновь возникших независимых стран на территории бывшего СССР.

В связи с распадом СССР и образованием государств «ближнего зарубежья» появился термин «прозрачные границы», который означает беспрепятственную (свободную) миграцию между Россией и государствами бывшего СССР, несмотря на появление официальной государственной гра ницы. Фактически это явление существует в отношениях между США и Канадой, между Австралией и Новой Зеландией и в наиболее полном виде — в странах Шенгенского соглашения.

Брачная миграция — как правило, безвозвратная миграция, осуществляемая в связи с заключением брака и соответствующим переездом одного из супругов на постоянное место жительства к другому супругу. Может иметь как внутренний, так и международный характер. В последнем случае чаще всего речь идет об эмиграции женщин.

Источник: Ионцев АЛ. Миграция населения. Вып. 3:

Международная миграция (Приложение к журналу «Миграция в России»). М., 2001. С. 98.

Брутто-миграция (см. Миграционный оборот).

Валовая миграция — все миграционные перемещения населения каждой территориальной единицы (экономического района, области и т.д.), как и страны в целом, состоят из внутренней и внешней миграции. Внутренняя миграция совершается между населенными пунктами, находящимися в границах региона (области), а внешняя — происходит между разными территориальными единицами (странами). Та и другая суммарно образуют валовую миграцию. Если из нее исключить внутренний оборот, т.е. внутрирайонную миграцию, то останется межрайонная. Это же можно сказать и об областной и межобластной миграции и т.д. Во внутренних миграциях, включая и страну в целом, число прибывших и выбывших примерно равно. В начале XXI в. внутрирегиональная миграция составляла примерно 55% всей внутренней миграции населения России. На долю мигрантов, перемещающихся между регионами, приходилось соответственно 45%. В состав внутрирегиональной миграции входят перемещения не только межобластные, но и внутриобластные, что еще более повышает долю внутренних миграций.

Валовую миграцию иногда называют брутто-миграци- ей, или миграционным оборотом.

Источник: Демографический понятийный словарь / Под ред. А.А. Рыбаковского;

Центр социального прогнозирования.

Великое переселение народов — условное название эпохи массовых миграций гуннских, германских, аланских и других племен в Европе между II и VII вв., захвативших практически весь континент и радикально изменивших его этнический, культурный и политический облик. Период Великого переселения народов состоит из трех основных этапов.

Первый этап, получивший название германского, начался во II в. с переселения готов, которые мигрировали с территории Центральной Швеции по течению Вислы до побережья Черного моря. В 238 г. готы перешли границу Римской империи на Нижнем Дунае, а их дружины совершали набеги на Черноморское побережье. Около 269 г. готы разделились на остготов, которые заняли обширные области в Северном Причерноморье, и вестготов, большая часть которых переселилась на Балканы. Кроме того, в III в. в пределы Римской империи вторглись различные германские — алеманны, вандалы, саксы, франки — и другие племена.

Окончание первого этапа датируется 378 г. — Адриа нопольским сражением.

Второй этап начался в 378 г. с вторжения в Европу гуннов — кочевников из степей Центральной Азии тюркского или монгольского происхождения. В начале переселения гунны подчинили аланов, затем разгромили остготов, а вестготов оттеснили на запад. И хотя экспансию гуннов римлянам удалось остановить в 451 г. на территории современной Франции, это вторжение привело в движение племена, граничившие с Римской империей, ускорило ее завоевание и распад. Сами гунны «растворились» среди позже мигрировавших племен. Вестготы в 400 г. мигрировали в Грецию, а затем перебрались в Италию и в 410 г. захватили Рим. После этого гунны поселились на юге Галлии и проникли на Пиренейский полуостров, где создали свое королевство.

Римляне для борьбы с вестготами были вынуждены вывести свои войска из Галлии, чем воспользовались вандалы и свевы, мигрировавшие первоначально в Галлию, а затем (в 409 г.) в Испанию. Свевы образовали на западе Пиренейского полуострова собственное коро левство. Вандалы вначале осели в Андалузии на юге Пиренейского полуострова, а в 429 г. переправились в Северную Африку и создали германское королевство со столицей в Карфагене. Племена алеманнов перешли Рейн и заняли юго-запад Германии, Эльзас, большую часть Швейцарии, но позже они были покорены франками. Остготы переправились в Италию в 488 г., завладев всей Альпийской областью и северо-восточной частью римской провинции Иллирия на Балканском полуострове. Столицей Остготского королевства, включавшего Италию, Паннонию и Иллирию, стала Равенна. В 555 г. королевство пало под ударами Византии. В III —IV вв. франки («смелые») с правобережья Рейна постепенно мигрировали в Галлию. В V в. король Хлодвиг расширил владения франков вплоть до Пиренеев. В 486 г. на территории Галлии было сформировано Франкское королевство, основными этническими группами в котором были франки и галло-римляне. Постепенно франки захватили почти все владения вестготов и бургундов, подчинили германцев, которые жили за Рейном, — тюрингов, алеманнов, баваров. Первоначально франки селились изолированно от галло-римского населения, но постепенно происходил процесс этнической миксации, темпы которого сильно отличались в разных частях страны. С полуострова Ютландия начали мигрировать саксы, англы и юты. Часть саксов проникла далеко на юг — до нижней Саксонии, Вестфалии и Тюрингии.

Другая часть саксов совместно с англами и ютами мигрировала в V —VI вв. на Британские острова, где возникло несколько германских государственных образований, в IX в. ставших единым королевством. Германские переселенцы оттеснили кельтские племена пиктов и скоттов в горную местность на западе острова (Уэльс и Корнуолл), а некоторые переселились на континент — на полуостров Бретань. Англосаксонская миграция в Британию в основном закончилась в VII в.

Завершающим событием второго этапа считается вторжение лангобардов на территорию современной Италии.

В результате интенсивных миграций в Европе начался синтез античной и варварской культур. Наиболее активно он происходил в северо-восточной Галлии. Процесс этнической и культурной миксации зависел от нескольких факторов: 1) синтез протекал быстрее в районах численного преобладания римлян над германцами;

2) от характера расселения варваров на территории империи, т.е. если они селились изолированно от римлян, то это замедляло темпы смешения;

3) существенную роль играл культурный уровень пришлого и местного населения;

4) принятие христианства некоторыми германцами и возможность заключения браков с римлянами существенно ускоряли процесс их культурной ассимиляции;

5) определенное влияние на замедление темпов культурного синтеза оказывали суровые климатические условия (например, в Скандинавии).

Третий этап Великого переселения народов связан с вторжением славянских племен на Балканский полуостров и территорию Византии. Прародина славян простиралась от Карпат до района между Вислой и Днепром. На севере она граничила с территорией, занимаемой балтийскими племенами;

на юго-востоке, в Нижнем Поволжье, соседями славян в древности являлись кочевые племена иранской группы — скифы, сарматы и аланы. С V в. началось движение отдельных славянских племен на Запад, за Вислу. Другой поток мигрантов двинулся в низовья Дуная и Византию, в г. славяне вышли к побережью Адриатического моря.

Несколько позже под натиском аваров славяне продолжили миграции в восточной части Европы. Некоторые из них заселили Паннонию, другие — Моравию и Чехию, третьи переселились на Балканский полуостров, а затем — даже в Малую Азию. На Балканах славяне ассимилировали местные племена, тогда как южнее славяне сами слились с коренным населением. В результате этих миграций славяне заняли обширные территории в Восточной Европе. Иногда к третьему этапу Великого переселения народов относят арабские завоевания VII —XI вв., походы норманнов конца VIII —XI вв., заселение венграми Паннонии в конце IX в.

Оценки численности народов, участвовавших в переселениях, затруднительны. По некоторым данным, вестготы, занявшие в 376 г. римскую провинцию Мезию, насчитывали 15 тыс. человек;

вандалы, двинувшиеся в 406 г.

на Италию, — предположительно от 200 до 400 тыс. человек;

славян, переправившихся в 557 г. через Дунай на Балканы, было до 100 тыс. человек.

Источник: Юдина Т.Н. Социология миграции:

к формированию нового научного направления. М., 2003. С.

Виза — разрешение на въезд, пребывание или проезд через территорию данного государства. Проставляется в виде штампа в заграничном паспорте, как правило, имеет ограниченный срок действия. Различают краткосрочные, долгосрочные, многократные, туристические, учебные, студенческие, рабочие, иммиграционные визы.

Внешние миграции — территориальное перемещение населения, совершаемое между разными странами. Обычно межгосударственное переселение сопровождается сменой гражданства. Иногда мигранты, прибывшие в ту или иную страну, длительное время сохраняют старое гражданство или даже относятся к лицам без гражданства. В большей мере мигранты следуют из стран, менее развитых в экономическом отношении, в страны более экономически развитые.

Население, покидающее страну, называется эмигрантами, тогда как вселяющееся в нее — иммигрантами. Во второй половине 1990-х годов из России эмигрировало в страны старого зарубежья (в основном в США, Германию и Израиль) в среднем по 80 тыс. человек в год, а число прибывающих — иммигрантов, преимущественно из нового зарубежья (недавние еще граждане СССР), составляло примерно 0,5 млн.

Россия является привлекательной в миграционном отношении страной (см. таблицу).

Основные показатели внешней миграции в России в 1989-2004 гг. (тыс. человек) Годы Иммиграция Эмиграция Сальдо миграции, или миграционный прирост 1989 854,6 739,3 115, 1990 913,2 729,5 183, 1991 692,2 675,5 16, 1992 926,0 673,1 252, 1993 923,3 483,0 440, 1994 1191,3 345,6 845, 1995 866,9 347,4 519, 1996 647,0 291,6 355, 1997 597,7 233,0 364, 1998 513,6 213,4 300, 1999 379,7 215,0 164, 2000 359,3 145,7 213, 2001 121, 193,4 72, 2002 184,6 106,7 77, 2003 129,1 94,0 35, 2004 119,2 79,8 39, По данным международных организаций, в 1991 — гг. в Россию прибыли 11 млн. мигрантов, или в среднем тыс. человек, — это третье место в мире после США и Германии. В ситуации депопуляции, которая отмечается в России, ее относительно слабо и неравномерно заселенная территория испытывает довольно мощный «демографический пресс» со стороны некоторых развивающихся стран с большой численностью населения (например, Китая).

Положительное сальдо миграции России формируется из положительного миграционного прироста со странами СНГ и Балтии (за счет этих стран Россия приобретает население) и за счет миграционной убыли в обмене со странами старого зарубежья (в этом случае страна теряет население).

Положительное сальдо миграции (74 тыс.) в обмене с новым зарубежьем примерно в 2 раза (по данным 2004 г.) перекрывает отрицательное сальдо миграции в обмене со старым зарубежьем (35 тыс. человек).

Источник: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского;

Центр социального прогнозирования.

Внутренняя (внутригосударственная) миграция — территориальные перемещения людей, которые могут совершаться внутри одной страны.

Внутригосударственная миграция представляет собой процесс перемещения населения внутри одной и той же страны. Эти переселения не выходят за пределы государственной границы.

Во внутренних миграциях участвуют граждане данного государства, которые не меняют своего подданства.

Внутренние миграции, не затрагивая численности населения страны в целом, влияют на его территориальное распределение. Они означают изменение географического размещения той же совокупности людей в отличие от внешней миграции, которая увеличивает одну совокупность за счет другой.

Внутренняя миграция имеет два разреза: межтерри ториальный и межпоселенный (сельско-городская). В том и в другом случае миграция представляет лишь различный «срез»

одного и того же явления — смены населением постоянного места жительства. Переезжая из одного района в другой, население одновременно меняет старый населенный пункт на новый — это межрайонные миграции. Переезд из одного населенного пункта в другой одновременно означает и территориальное перераспределение того же населения.

Внутренние, как и внешние, миграции бывают добровольными, вынужденными и принудительными. В настоящее время абсолютно преобладают добровольные переселения, хотя наиболее болезненными для страны являются вынужденные миграции (беженцы, перемещенные лица и т.д.).

Источник: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского;

Центр социального прогнозирования.

М., 2003. С. 45 — 46.

Временно проживающие — вспомогательная категория, выделяемая при переписях населения. Временно проживающие — совокупность людей, находившихся на момент переписи в данном населенном пункте или на данной территории, но постоянно живущих в другом месте (приехавшие в командировку, на временную или сезонную работу, на производственную практику, на каникулы, в гости и т.д.). Входят в категорию наличного населения. В отечественных переписях населения временно проживающими считаются лица, отсутствующие в месте постоянного жительства не более шести месяцев.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Источник: «Народонаселение»: Энциклопедический словарь / Под ред. Г.Г. Меликьян. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. С. 64.

Временные миграции — перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок обычно в несколько месяцев с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства.

Временные миграции не только повы шают реальный жизненный стандарт, но и удовлетворяют потребности производства, испытывающего дефицит рабочей силы.

В составе временных миграций существенное место принадлежит сезонным поездкам. Подобные миграции возникают вследствие того, что в экономике ряда районов доминирующее положение принадлежит отраслям, в которых потребность в рабочей силе неравномерна во времени. В результате в сезоны наибольшего объема работ эти отрасли испытывают превышающую обычные размеры потребность в рабочей силе. Поскольку она не может быть удовлетворена за счет местных ресурсов труда, то дополнительная рабочая сила привлекается из других районов. К отраслям с сезонным характером производства относится прежде всего сельское хозяйство. В этой отрасли в сезоны посевных и уборочных работ потребность в рабочей силе намного больше, чем в остальное, особенно зимнее, время. К сезонным относятся отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья.

Интеграция этих отраслей промышленности с сельским хозяйством заметно сокращает потребность в сезонной миграции. Отраслями с сезонным характером, или стадиями, производства являются также лесозаготовительная (сплавные работы), рыбодобывающая (прибрежный лов) и ряд других.

Вместе с тем сезонный характер производства совсем не обязательно сопровождается сезонным характером труда.

Агропромышленная интеграция, межотраслевое кооперирование в использовании рабочей силы, применение новых технологий и методов производства (например, океанического рыболовства), по существу, сводят на нет потребность в сезонной миграции.

Источник: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского;

Центр социального прогнозирования.

М., 2003. С. 53 — 54.

Всемирные конференции ООН по народонаселению.

Межгосударственная миграционная политика по сравнению с внутренней представляет собой более жесткую и более регламентированную миграционную политику, которая включает систему специальных мер, законодательных актов и международных соглашений (двусторонних и многосторонних) по регулированию межгосударственных миграционных потоков. Миграционная политика на мировом уровне вырабатывается и проявляется прежде всего через деятельность международных организаций, в первую очередь ООН. В документах, материалах и рекомендациях, которые ими принимаются на различных заседаниях и конференциях, содержатся концептуальные подходы миграционной политики, основные направления и механизмы ее реализации, которыми в той или иной мере руководствуются многие государства при проведении национальной политики.

Главная роль здесь принадлежит всемирным конференциям ООН по народонаселению, имеющим правительственный статус, хотя документы, принимаемые на них, носят только рекомендательный характер. За последние тридцать лет были проведены три такие конференции: в г. в Бухаресте, в 1984 г. в Мехико и в 1994 г. в Каире.

На первой Всемирной конференции по народонаселению в 1974 г. в Бухаресте был принят Всемирный план действий в области народонаселения.

Главным затруднением в период принятия первого Всемирного плана действий были проблемы трудящихся-миг рантов, легального использования иностранной рабочей силы странами-импортерами, защита прав рабочих-миг- рантов и их семей, борьба с дискриминацией на рынках труда и в обществе.

Масштаб международных проблем, связанных с беженцами, был тогда значительно уже, чем в настоящее время. Общее число беженцев в мире в 1970 г. оценивалось примерно в 2,5 млн. — это почти в восемь раз меньше, чем число беженцев на начало 1990-х гг. Вопросу о беженцах было отведено скромное место и рекомендации сводились только к проблемам прав человека. В одной из рекомендаций подчеркивалось, что проблемы беженцев, включая их право вернуться на родину, должны решаться в соответствии с Хартией ООН, Всеобщей декларацией прав человека и другими международными документами. План не был увязан с Конвенцией ООН 1951 г. и Протоколом 1967 г., определяющими статус беженцев, и не содержал ссылок на них.

Следующая Всемирная конференция по народонаселению состоялась в 1984 г. в Мехико. В период между двумя конференциями было подготовлено и принято много важных документов по международной миграции. Главным образом они касались внешней трудовой миграции. Генеральной конференцией МОТ была принята конвенция № 143 по вопросу о рабочих-мигрантах. Генеральная Ас самблея ООН практически ежегодно с 1977 г. рассматривала вопросы и принимала резолюции по рабочим-мигрантам.

Первой такой резолюцией была резолюция № 32/120 от декабря 1977 г., призывающая все государства обеспечить равенство мигрантов и отечественных рабочих. Эта же позиция была повторена в резолюции № 33/163 от 20 декабря 1978 г. В резолюции № 34/172 от 17 декабря 1979 г.

Генеральная Ассамблея ООН перешла к конкретным шагам по защите прав рабочих-мигрантов и их семей, учредив рабочую группу для выработки международной конвенции. Таким образом, в этот период на международном уровне проводилась политика повышения международной мобильности рабочей силы, стимулирования использования труда рабочих мигрантов в государствах, где темпы экономического роста не были обеспечены внутренними трудовыми ресурсами.

Особенностью этого периода был рост числа беженцев.

Поэтому на международном уровне внимание к этому вопросу возросло. Генеральная ассамблея ООН в 1979 и 1980 гг. в своих резолюциях квалифицировала проблему беженцев как существенное политическое, экономическое и социальное бремя для международного сообщества. Несколько резолюций в последующие годы также были непосредственно адресованы Верховному комиссару ООН по делам беженцев.

Эти изменения в ситуации нашли отражение в ходе проведения Международной конференции по народонаселению, состоявшейся в Мехико в 1984 г.

На конференции 1984 г. был предложен и воспринят новый подход, признающий разнообразную природу существующих международных передвижений населения. Рекомендации конференции для дальнейшего воплощения в жизнь Всемирного плана действий в области народонаселения подчеркивали важность признания таких специфических типов миграционных потоков, как официальная миграция, в том числе трудовая, неофициальная миграция, нелегальная трудовая миграция и беженцы. Согласно новому подходу повышалось значение государственной миграционной политики, так как ей отводилась роль одной из важнейших составных частей всего комплекса взаимосвязанных причин, которые вызывают те или иные виды и типы миграционных потоков, и, что особенно важно, роль главного фактора, влияющего на последствия миграционных процессов и формирующего их.

В отношении другого официально признанного типа мигрантов-беженцев или ищущих политическое убежище — в документах, принятых в 1984 г., содержалась рекомендация правительствам присоединиться к Конвенции ООН 1951 г.

относительно статуса беженцев и протоколу 1967 г., который раздвигал рамки конвенции.

Но при этом в международных документах не был достаточно четко изложен порядок предоставления статуса лицам, обратившимся с запросом о предоставлении убежища, в том числе не указан срок, в течение которого должно быть принято юридическое решение по запросу. В итоге порядок рассмотрения просьбы о предоставлении политического убежища и принятия решений в различных странах сильно различался. Правительствам и международным организациям предписывалось самостоятельно, с учетом конкретных условий найти надежные решения по проблемам беженцев, в частности в предоставлении помощи странам, принявшим на себя первую волну беженцев;

создавать условия, способствующие добровольному возвращению, а в тех случаях, когда возвращение невозможно, содействовать интеграции беженцев в местную среду. В то же время вопросу о предоставлении политического убежища не было уделено специального внимания. Проблема права индивидов на предоставление политического убежища рассматривалась только в контексте недопущения преследования беженцев.

Во второй половине 80-х и начале 90-х гг. произошло новое качественное изменение социально-экономической и миграционной ситуации в мире. Это проявилось в следующих основных процессах: во-первых, нарастал дисбаланс между демографическим развитием и ситуацией на рынке труда;

во вторых, увеличился разрыв в темпах экономического роста между отдельными странами и регионами. Это совпало с распадом бывшего СССР и возникновением на его месте самостоятельных государств;

с распадом политической и социально-экономической системы в странах Восточной Европы;

с началом множественных конфликтов на этнической почве (в том числе с распадом бывшей Югославии);

кризисом в Персидском заливе 1990 г. и гражданскими войнами в Африке и Азии и т.д. Эти и другие события привели в движение огромные, непрогнозируемые волны международных миграционных перемещений и выдвинули международную миграцию в ряд важнейших международных проблем. Кроме того, в начале 90-х гг. в развитых странах замедлился экономический рост и соответственно возрос уровень безработицы, т.е. экономические условия в них для иммиграции складывались неблагоприятно. Такое сочетание повышенного «миграционного» спроса на новые места проживания с невозможностью его удовлетворения вызвало резкое изменение мировой миграционной политики для всех типов миграций. К 1994 г. главной проблемой в мире стал поиск баланса между населением, стабильным экономическим ростом и устойчивым развитием. Такая ситуация предполагала необходимость более тесной увязки между политикой в области народонаселения, окружающей средой и развитием, требовала выработки комплексной политики и нового подхода к наиболее сложным и важным явлениям, в первую очередь международной миграции.

На Международной конференции по проблемам народонаселения и развития (МКНР) в 1994 г. в Каире была принята 20-летняя Программа действий в области народонаселения и развития, которая учитывала главное новое требование мировой политики — обеспечение устойчивого развития.

Программа, признавая положительное влияние миграции на развитие, подчеркивает, что правительства направляющих и принимающих стран должны прилагать усилия к тому, чтобы и коренное население стран испытывало влияние позитивных последствий этого процесса. Миграция должна превращаться в позитивный фактор развития принимающего государства, благоприятно воздействуя на все стороны жизнедеятельности проживающего в нем населения, в том числе и самих мигрантов. В качестве мер, направленных на достижение такого эффекта, правительствам было рекомендовано поощрять приток денежных переводов мигрантов;

использовать краткосрочную миграцию как форму передачи технологических достижений.

Появились новые подходы и в отношении беженцев. Среди них — концентрация внимания на вопросах физической защиты женщин-беженцев и детей-беженцев, меры привлечения самих беженцев к планированию помощи им.

Между странами — экспортерами и импортерами рабочей силы возникли разногласия по вопросу воссоединения семей, и на нем было акцентировано большее внимание, чем на предыдущих конференциях. Страны — экспортеры 2* рабочей силы в противовес странам-импортерам настаивали на признании права на воссоединение семьи в качестве одного из основных прав человека.

Кроме того, было официально признано большое количество вновь возникающих проблем:

• возможное негативное влияние краткосрочной трудовой миграции на условия занятости в принимающих странах;

• возможное увеличение объемов миграций в результате климатических изменений;

• право принимающих стран регулировать доступ на их территорию, т.е. право проведения странами государственной миграционной политики, защищающей интересы внутреннего рынка труда;

• возникающие в связи с увеличением масштабов вынужденной миграции неблагоприятные социальные и экономические последствия;

• положение мигрантов, чьи прошения о предоставлении убежища были отклонены;

• защита женщин-мигрантов и детей-мигрантов от унизительного отношения к ним со стороны работодателей;

• торговля женщинами и детьми, проституция;

• необходимость международной защиты в случае непрогнозируемого и массового прибытия беженцев и перемещенных лиц.

Программа действий с точки зрения самого подхода к определению международной миграции во многом соотносится с программными решениями, принятыми на двух предыдущих конференциях. Тремя базовыми элементами Всемирного плана действий в области народонаселения являются:

• включение международной миграции в контекст экономического развития;

• уважение национального суверенитета;

• ориентация на соблюдение прав и свобод человека.

Дискуссии по проблемам, относящимся к международной миграции и развитию, проходили на конференциях ООН. В ходе них выработаны рекомендации о необходимости разработки и проведения миграционной политики на национальном уровне. В качестве основного инструмента регулирования процессов миграции, представляющих угрозу безопасности, рекомендовалось использовать комплексные программы в области миграций (внутренних и внешних).

Примерами таких рекомендаций являются:

• программа действий Всемирного саммита по вопросам социального развития, состоявшегося в 1995 г., которая содержит главу о социальных потребностях беженцев, перемещенных лиц и ищущих политическое убежище, официальных мигрантов, а также нелегальных мигрантов;

• платформа действий IV Всемирной конференции по проблемам женщин, состоявшейся в 1995 г., которая содержит пункты, касающиеся женщин и миграции.

Обобщая анализ действий международного сообщества в области регулирования миграционных процессов, можно констатировать:

• миграционные процессы, влияющие на положение народонаселения и развитие, отнесены к категории глобальных проблем, оказывающих воздействие на направления и интенсивность всех наиболее значимых политических, экономических и социальных процессов в мире и тесно взаимосвязанных с проблемами устойчивого развития;

• для обеспечения эффективного воздействия на развитие миграционных процессов необходимы скоординированные, экономически и политически просчитанные действия правительств, подчиненные достижению взаимоприемлемых и взаимовыгодных результатов;

• определение стратегии и направления действий, а также форм и методов реализации политики опирается на точную диагностику наиболее актуальных и острых проблем развития миграционных процессов.

Источник: Воробьева О.Д. Миграция населения. Вып. 6:

Миграционная политика. (Приложение к журналу «Миграция в России»). М., 2001. С. 81 —89.

Всемирный день беженцев. Беженцы — одна из наиболее острых проблем современного мира. В настоящее время на планете зарегистрировано около 20 млн. беженцев и 25 млн.

внутренне перемещенных лиц.

В 2001 г. отмечалась 50-я годовщина Конвенции о статусе беженцев, принятой ООН в 1951 г. В связи с этим Генеральная ассамблея ООН в 2001 г. приняла специальную резолюцию, согласно которой был провозглашен Международный день беженцев — 20 июня.

Вынужденное перемещение — совокупность территориальных перемещений, связанных с постоянным или временным изменением места жительства людей по не за висящим от них причинам, как правило, вопреки их желанию.

По оценкам специалистов, в общей сложности около 50 млн.

людей в мире могут на сегодняшний день считаться жертвами вынужденного перемещения. В это число входят 22,3 млн. лиц, являющихся объектами прямой заботы УВКБ ООН по делам беженцев, 20 млн. внутренне перемещенных лиц, а также около 3 млн. палестинских беженцев, которым оказывает помощь Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ. Вынужденное перемещение выступает в различных формах: поток беженцев;

поток лиц, ищущих убежище;

массовая высылка, в том числе в результате этнической чистки;

перемещение в результате бедствий и катастроф;

перемещение как вынужденная, или недобровольная, миграция;

перемещение внутри страны;

насильственное возвращение и др.

Основными видами вынужденного перемещения в России и в других странах являются:

• «Беженцы» и «ищущие убежище лица».

• «Насильственная репатриация» — насильственное возвращение беженцев из стран их приема. Несмотря на то что репатриация должна проходить на «добровольной основе» и «в условиях безопасности и уважения достоинства», мировая практика показывает, что значительная часть беженцев репатриируется по принуждению, проявляемому в той или иной форме. Во многих случаях такое принуждение преднамеренно. В некоторых ситуациях беженцы принуждались к возвращению вследствие общего ухудшения условий жизни в стране убежища. Особенностью российской ситуации с беженцами является то, что репатриантами выступает русскоязычное население, для которого перемещение в Россию стало своеобразной формой реиммиграции.

• «Внутренне перемещенные лица» — это лица или группы лиц, которые в результате вооруженных конфликтов, внутренних беспорядков, систематических нарушений прав человека либо природных или вызванных деятельностью человека катастроф были вынуждены покинуть свои дома или места обычного проживания, но которые не пересекали международно-признанную государственную границу. Данное понятие вошло в гуманитарную лексику с 1990-х гг. и пока оно не институционализировано в международном праве.

• «Недобровольно переселяющиеся лица» — это лица, которые вынуждены переместиться в страну своего граж данства в силу обстоятельств, представляющих реальную угрозу для их жизни, таких, как вооруженные конфликты, внутренние беспорядки, межэтнические конфликты или систематические нарушения прав человека, и которые нуждаются в помощи при переселении в страны их гражданства.

• Перемещенные лица — лица, которые в результате действий властей были высланы из страны своего гражданства или прежнего места жительства или были вынуждены покинуть их по религиозным, политическим и другим причинам. Этот термин используется также в отношении жертв военных действий, промышленных аварий, стихийных бедствий (голод, наводнение, землетрясение и пр.).

Рассчитывать на специализированную международную защиту и помощь, предусмотренную беженцам, такие лица не могут, но находятся в сфере внимания и деятельности ряда международных учреждений: ЮНИСЕФ, Бюро координатора ООН по оказанию помощи при стихийных бедствиях, Международного Красного Креста, а также неправительственных гуманитарных организаций и Всемирной продовольственной программы. В особых случаях по решению Генерального секретаря ООН или Ассамблеи ООН помощь таким лицам оказывает Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (как например, в конце 1970 — начале 1980-х гг. в ряде стран Северо-Восточной Африки и Юго-Восточной Азии).

В России понятию «перемещенные лица» наиболее близко понятие «вынужденные переселенцы». Согласно Закону РФ «О вынужденных переселенцах» (см. приложение 2) им в отличие от перемещенных лиц обеспечиваются защита и помощь со стороны государства в компенсации материальных потерь.

Источник: Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М.:

Издательско- торговая корпорация «Дашков и К0 », 2003. С.

Вынужденные переселенцы — категория вынужденной миграции, используемая наряду с понятиями «беженцы» и «перемещенные лица». Термин был введен и используется только в России. В международном праве жертвы вынужденной миграции определяются как беженцы и перемещенные лица. Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», принятым в 1993 г. (см.

приложение 2) (в декабре 1995 г. принят Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах»), определено, что вынужденный переселенец — это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности стать жертвой насилия в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или из-за политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Вынужденными переселенцами могут быть признаны также граждане Российской Федерации, покинувшие место жительства на территории иностранного государства и прибывшие на территорию России или на территорию одного из субъектов РФ. Вынужденными переселенцами также признаются иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ по обстоятельствам, предусмотренным Законом «О вынужденных переселенцах». Кроме этого, вынужденным переселенцем может быть признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в РФ и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства РФ. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Статус вынужденного переселенца выдается на пять лет.

Первые вынужденные переселенцы появились в России в конце 1980-х гг. в связи с межнациональными конфликтами на территории Азербайджана, Армении и Узбекистана. Уже к концу 1990-х гг. в России было зарегистрировано 71,1 тыс.

лиц, временно покинувших места постоянного проживания.

Появление новых очагов вооруженных конфликтов на территории СССР способствовало притоку новых контингентов внутренне перемещенных лиц: накануне распада Советского Союза в России было зарегистрировано 208,4 тыс.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник:

libed.ru

Миграция: словарь основных терминов в городе Пермь

В нашем каталоге вы можете найти Миграция: словарь основных терминов по разумной стоимости, сравнить цены, а также найти прочие книги в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Транспортировка осуществляется в любой населённый пункт России, например: Пермь, Оренбург, Барнаул.