Книжный каталог

Математическое моделирование систем и процессов. Учебное пособие

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Учебное пособие отражает содержание дисциплины "Математическое моделирование систем и процессов", относящейся к дисциплинам базовой части математического и научно-инженерного цикла государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Цель данного пособия - раскрыть суть математического моделирования как научного метода, инструмента исследования технических систем, показать его роль и возможности для решения различных научных и инженерных задач, познакомить студента с основами моделирования систем электроснабжения железных дорог, с принципами выбора математического аппарата для описания объектов различных классов. Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения технических вузов, а также для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. 2-е издание, стереотипное.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Гумеров А. Математическое моделирование химико-технологических процессов: учебное пособие. Издание второе, переработанное Гумеров А. Математическое моделирование химико-технологических процессов: учебное пособие. Издание второе, переработанное 619 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Монаков А. Математическое моделирование радиотехнических систем. Учебное пособие Монаков А. Математическое моделирование радиотехнических систем. Учебное пособие 1016 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Косачев Ю. Математическое моделирование интегрированных финансово-промышленных систем. Учебное пособие Косачев Ю. Математическое моделирование интегрированных финансово-промышленных систем. Учебное пособие 109 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Математическое моделирование систем и процессов. Учебное пособие Математическое моделирование систем и процессов. Учебное пособие 1381 р. labirint.ru В магазин >>
Голубева Н.В. Математическое моделирование систем и процессов. Учебное пособие 1-е изд. Голубева Н.В. Математическое моделирование систем и процессов. Учебное пособие 1-е изд. 938 р. bookvoed.ru В магазин >>
Цыганова М. Моделирование экономических процессов и систем Учебное пособие Цыганова М. Моделирование экономических процессов и систем Учебное пособие 382 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Колокольцов В., Малафеев О. Математическое моделирование многоагентных систем конкуренции и кооперации (Теория игр для всех) Учебное пособие Колокольцов В., Малафеев О. Математическое моделирование многоагентных систем конкуренции и кооперации (Теория игр для всех) Учебное пособие 1457 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Математическое моделирование систем связи

Математическое моделирование систем и процессов. Учебное пособие

Математическое моделирование систем связи : учебное пособие / К. К. Васильев, М. Н. Служивый. – Ульяновск : УлГТУ, 2008. – 170 с.

Рассмотрены вопросы математического моделирования сигналов и помех, имеющих место в телекоммуникационных системах, а также основные сведения о системах передачи информации. Описаны методы построения математических моделей случайных величин, процессов и полей, а также случайных потоков, качественно отражающих процессы в реальных системах.

Для студентов, магистрантов и аспирантов, специализирующихся в области математического моделирования инфокоммуникационных систем.

Оглавление

1. Методологические основы моделирования

1.1. Современное состояние проблемы моделирования систем

2. Моделирование случайных величин

2.2. Моделирование случайных величин с негауссовским распределением

3. Моделирование случайных процессов

3.4. Модели случайных процессов в виде временных рядов

5.1. Модели случайных потоков

6. Модели сигналов и помех в системах связи

Копирование информации со страницы разрешается только с указанием ссылки на данный сайт

Источник:

sernam.ru

Математическое моделирование систем и процессов. Учебное пособие

«В.В. Новорусский ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ И ПРОЦЕССОВ Учебное пособие и методические указания к . » ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ И ПРОЦЕССОВ

Учебное пособие и методические указания к выполнению лабораторных

работ по дисциплине «Математическое моделирование систем »

для студентов специальностей 2204, 1508, 1814 и др.

Иркутск 2010 УДК 004.94 ББК 32.816 Н 75

кандидат технических наук доцент кафедры информационных систем ИрГУПС Н.И. Абасова;

доктор технических наук профессор главный научный сотрудник, зав. лаб.

«Информационные технологии в энергетике» ИСЭМ СО РАН Л.В.

доктор технических наук профессор директор ИИТМ ИрГУПС С.И.

Н 75 Логико-математическое моделирование систем и процессов.

Учебное пособие и методические указания к выполнению лабораторных работ. – Иркутск: ИрГУПС, 2010.–188с.: ил.

Учебное пособие ориентировано на выполнение лабораторных работ, связанных с логико-математическим моделированием систем и процессов. Их следует воспринимать как продолжение и углубление теоретических знаний, изложенных в авторском учебном пособии «Моделирование систем» (Иркутск, 2006 г.).

Тематика работ охватывает различные по форме логико-математические модели, которые находят применение в различных предметных областях. Среди них линейные алгебраические модели с ограничениями и без них; модели, описываемые обыкновенными дифференциальными уравнениями, функциями алгебры логики; конечно-автоматные модели. Изучаются свойства таких моделей, приобретаются навыки их построения, исследуются возможности моделей для решения задач диагностики, прогнозирования и управления.

Пособие предназначено для студентов технических университетов при изучении дисциплины «Моделирование систем» и смежных дисциплин, ориентированных на математическое моделирование. Может быть полезно аспирантам, преподавателям и научным работникам, интересующимся вопросами логико-математического моделирования и автоматизации управления.

Ил.: 55. Табл.: 28. Библиогр.: 5 назв.

© Новорусский В.В., 2010 © Иркутский государственный университет путей сообщения, 2010 Оглавление ВВЕДЕНИЕ

ОБЗОР ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7. ТАБЛИЦЫ И ДИАГРАММЫ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8. ВСТРОЕННЫЕ ФУНКЦИИ И ДИАГРАММЫ. 10 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9. РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12. АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ СИСТЕМ, ОПИСЫВАЕМЫХ

ОБЫКНОВЕННЫМИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМИ УРАВНЕНИЯМИ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14. ОПТИМИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ, МОДЕЛИ

УПРАВЛЕНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 15. ФУНКЦИИ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13. КОНЕЧНО-АВТОМАТНЫЕ МОДЕЛИ: СПОСОБЫ

ЗАДАНИЯ, РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЕЧНОГО АВТОМАТА КАК

МОДЕЛИ УПРАВЛЯЕМОГО ОБЪЕКТА

ОПИСАНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

ТАБЛИЦЫ И ДИАГРАММЫ

7.1. Описание модели «График движения поездов»

7.2. Теоретические предпосылки

7.3. Множество. Соответствие. Определения. Примеры

7.4. Порядок выполнения

7.5. Контрольные вопросы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

ВСТРОЕННЫЕ ФУНКЦИИ И ДИАГРАММЫ

А. РЕАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ, ФОРМАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧ. 36 А1. Модель «Затраты»(Постановка задачи)

А2. Модель «План перевозок»(Постановка задачи)

А3. Модель «Комплектация»(Постановка задачи)

Б. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Б1. Модель «Затраты»(Выполнение)

Б2. Модель «План перевозок»(Выполнение)

Б3. Модель «Комплектация»(Выполнение)

В1. Иллюстрации к модели «Затраты»

В2. Иллюстрации к модели «План перевозок»

В3. Иллюстрации к модели «Комплектация»

Г. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

9.1. Формулировка задачи

9.2. Порядок выполнения

9.3. Контрольные вопросы

9.4. Иллюстративный пример. Регрессионный анализ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12

АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ СИСТЕМ, ОПИСЫВАЕМЫХ ОБЫКНОВЕННЫМИ

12.1. Содержание работы

12.2. Постановка задачи

12.3. Порядок выполнения:

12.4. Пример листинга по лабораторной работе №12

12.5. Контрольные вопросы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14

МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ И ОПТИМИЗАЦИОННЫЕ

14.1. Постановка задачи

14.2. Модель исследуемого объекта

14.3. Постановка задач на модели объекта

14.4. Порядок выполнения

14.5. Контрольные вопросы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 15

ФУНКЦИИ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ

15.1. Основы теории

15.2. Функции алгебры логики в среде Microsoft Excel

15.3. Задание 1.Таблицы истинности и ДНФ

15.4. Задание 2. С у м м а т о р

15.5. Задание 3. Модель закона управления

15.6. Контрольные вопросы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13

КОНЕЧНО-АВТОМАТНЫЕ МОДЕЛИ: СПОСОБЫ ЗАДАНИЯ, РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. 99 А. Модель

Б. Решение задач

В. Технические приемы

Г. Задания на выполнение работы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЕЧНОГО АВТОМАТА КАК МОДЕЛИ УПРАВЛЯЕМОГО

А. Неформальные описания поведения объектов

Б. Варианты заданий к лабораторной работе №2

В. Методика выполнения лабораторной работы №2

Введение Лабораторные работы, описанные в настоящем учебно-методическом пособии, направлены на изучение дисциплин, связанных с логикоматематическим моделированием систем и процессов. Их следует воспринимать как продолжение и углубление теоретических знаний, изложенных в учебном пособии В.В. Новорусского «Моделирование систем» (Иркутск, 2006 г.).

Представлено 8 работ. Их суммарный плановый объем составляет в среднем 32 часа. Фактические временные затраты в существенной мере зависят от уровня математической культуры студента, степени владения используемыми при выполнении работ программными средствами, от прилежания и трудоспособности. Инструментальная база включает известные программы «Microsoft Excel», «Mathcad», а также авторскую программу «ИС ДинЛоМо».

Тематика работ охватывает различные по форме логикоматематические модели, которые находят применение в различных предметных областях. Работы не предполагают применение готовых логико-математических моделей. При их выполнении в большей мере обращается внимание на то, чтобы, создавая свои модели на основе доступных и широко распространенных инструментов компьютерного моделирования, студент уяснил возможности того или иного способа формализации знаний. А решая задачи на созданных моделях, он смог бы на своем лабораторном опыте осознать фундаментальные принципы, на которые опирается инженерное искусство при разработке и использовании логико-математических моделей любого класса.

Рассматриваются несложные и общепонятные объекты моделирования для того, чтобы «за деревьями» суметь увидеть «лес», чтобы сложностью объекта не затуманить изучаемые методические основы моделирования.

Нумерация лабораторных работ, будучи, как покажется, произвольной, отличается от общепринятой – сохранены «исторические» авторские номера, но порядок их расположения в пособии основан на постепенном переходе от более простого к более сложному. Это обстоятельство следует учитывать при выборе планируемых к исполнению работ в тех случаях, когда количество требуемых часов не вмещается в учебный план.

Первые две работы (№ 7 и № 8) связаны с моделированием объектов, поведение (график движения поездов) или структура (затраты, выполнение плана, комплектация) которых описывается соответствиями, представляемыми таблицами, алгебраическими формулами, графикой. Их смысл состоит в том, чтобы на простых, но в достаточной степени распространенных типичных примерах усвоить содержание, свойства и способы представления теоретико-множественного понятия «соответствие», лежащего в основе формализации знаний и логикоматематического моделирования.

Работа № 9 (регрессионный анализ) знакомит с приемами построения детерминированной алгебраической модели объекта, о поведении которого можно судить лишь по результатам экспериментальных исследований, выявляющих зависимость выходной реакции от приложенных входных воздействий.

Работа № 12 посвящена моделированию объектов, поведение которых описывается обыкновенными дифференциальными уравнениями, выводимыми через количественные соотношения, известные из законов природы.

Работа № 14 затрагивает вопросы анализа объекта, поведение которого представлено алгебраическими уравнениями с ограничениями на управляющие параметры в виде линейных функциональных неравенств. В процессе анализа формулируются и решаются основные задачи, связанные с поведением реальных объектов: задачи прогнозирования, управления, оптимизации.

Работа № 15 знакомит с моделями, описываемыми функциями алгебры логики. При ее выполнении студенты осваивают методику построения логических формул для функций, заданных таблицами истинности. Кроме того, студенты приобретают навык по совокупности высказываний строить закон управления объектом, задавая его в форме дискретного комбинационного устройства, описываемого системой функций алгебры логики.

Работа № 13 посвящена ознакомлению с моделями, представимыми в классе конечных автоматов. В ходе ее выполнения студенты знакомятся с инструментальной системой ИС ДинЛоМо, предназначенной для синтеза конечно-автоматных моделей и решения для моделируемого объекта задач диагностики, прогнозирования и управления.

Работа № 2 продолжает знакомить с конечно-автоматными моделями, требуя в то же время творческого подхода при синтезе модели объекта, поведение которого задано обычным повествованием. Модель разрабатывается в рамках инструментальной системы ИС ДинЛоМо.

Студент должен создать конечно-автоматную модель описанного объекта и доказать, что ее поведение адекватно поведению реального объекта, а также что с помощью отлаженной должным образом компьютерной модели можно решать задачи прогнозирования, диагностики и управления.

Учебно-методическое пособие состоит из двух частей. В первой части дан обзор лабораторных работ, включающий для каждой работы постановку задачи, то есть что «дано» и что «требуется найти», описание объекта моделирования и контрольные вопросы. Теоретически, методически и технически хорошо подготовленные студенты смогут выполнять предложенные задания самостоятельно, довольствуясь лишь данным на этом уровне описанием задачи.

Во второй части, кроме постановки задач, предлагаемое описание содержит теоретический материал, необходимый для понимания существа работы. Кроме того, здесь приведены методические, довольно подробные, указания по выполнению работы, рассчитанные, в том числе, и на студента, непрочно владеющего программным инструментарием. Такие указания даны более мелким шрифтом и могут быть опущены теми, кто в большей степени знаком с техническими приемами в рамках используемых информационных технологий.

Все работы сопровождаются иллюстративными материалами, которые помогут расположить исходные данные и результаты моделирования на рабочем листе.

Лабораторная работа № 7. Таблицы и диаграммы Плановый объем работы 3 часа.

На участке железной дороги, начало которого находится на a км железной дороги, а конец на b км, расположено с железнодорожных станций. В течение суток через эти станции проходит n железнодорожных составов. Известно время t прохождения самого раннего поезда через станцию а и ориентировочный интервал d (плюс-минус десять-тридцать минут) следования поездов на данном участке.

Все составы идут по составленным вами графикам. Значения переменных a, b, c, d, n, t определены таблицей 7.1 (стр. 20).

Требуется построить график движения составов на заданном участке в форме таблицы и в форме точечной диаграммы. Этот график будет представлять собой модель движения поездов на данном участке железной дороги.

Построив модель, следует дополнить ее реальным графиком движения одного из составов в предположении, что он был задержан на каждой из станций на 10-20 минут.

Ответьте на контрольные вопросы.

Пример оформления рабочего листа приведен на рисунке 7.3 (см. раздел 7.4).

14. Определите, является ли это соответствие полностью определенным?

15. Является ли оно однозначным?

16. Является ли однозначным соответствие, обратное к рассмотренному?

Лабораторная работа № 8. Встроенные функции и диаграммы Плановый объем работы 3 часа.

Представьте себе, что вы покупатель.

Вам известен перечень покупаемых товаров из семи-десяти наименований.

Каждому из них сопоставлены цена реализации и приобретенное количество; вычислена стоимость товара. На оплату товара предоставлен беспроцентный кредит. В документации фиксируется сумма произведенной оплаты и величина долга.

Требуется построить таблицу с полями: Товар, Цена, Количество, Стоимость, Оплата, Долг. По таблице построить диаграмму, сопоставляющую каждому товару его стоимость и сумму произведенного платежа.

Пример оформления рабочего листа приведен в разделе В1 (см. оглавление).

Задание 2. Модель «План перевозок».

Вы начальник станции. Объект вашего исследования – это данные, характеризующие в денежном выражении плановые задания по объемам перевозок грузов и пассажиров за последние пять-семь лет, а также фактические показатели по тем же объемам за те же годы.

Вы хотите проанализировать качественную картину изменений:

• фактических показателей и

• степени выполнения плана в процентах за указанные годы.

Требуется построить таблицу, отражающую для каждого из видов перевозок значения плановых показателей, фактического выполнения в объемах и фактического выполнения в процентах по годам.

По таблице построить диаграмму «Выполнение плана перевозок в процентах» и диаграмму «Объемы перевозок».

Пример оформления рабочего листа приведен в разделе В2 (см. оглавление).

Задание 3. Модель «Комплектация».

Поезда разных направлений на вашей станции (вы – начальник) комплектуются из спальных, купейных и плацкартных вагонов, имеющих, соответственно, 18, 36 и 58 пассажирских мест.

Требуется построить модель, отображающую:

• количество вагонов каждого типа в каждом из поездов;

• количество пассажирских мест в каждом поезде;

• соотношение мест разного типа в анализируемом парке поездов.

Определяющие модель соответствия выразите в форме одной таблицы и в форме построенных по ним трех диаграмм.

Пример оформления рабочего листа приведен в разделе В3 (см. оглавление).

Выполнив указанные задания, ответьте на контрольные вопросы.

1. Что такое «соответствие»?

2. Какими способами можно задать соответствие?

3. Какое соответствие называется функцией?

4. Перечислите соответствия, описывающие модель «Затраты».

5. Перечислите соответствия, описывающие модель «План перевозок».

6. Перечислите соответствия, описывающие модель «Комплектация».

7. Каким способом представлено каждое из перечисленных соответствий?

Лабораторная работа № 9. Регрессионный анализ

Плановый объем работы 2 часа.

В результате экспериментальных исследований получен ряд данных, связывающих численные значения воздействий на изучаемый объект с численными значениями соответствующих выходных реакций. Эти данные для разных объектов зафиксированы таблицей.

Требуется, используя приемы регрессионного и корреляционного анализа, построить численную модель одного из исследуемых объектов в виде уравнения, наиболее тесно связанного с исходными данными.

Линию регрессии постройте в классе следующих функций:

• полином четвертой степени.

Пример оформления рабочего листа приведен в разделе 9.3 (см. оглавление).

Выполнив указанные задания, ответьте на контрольные вопросы.

1. Какова цель регрессионного анализа?

2. Как должен проводиться эксперимент с реальным объектом?

3. Что такое диаграмма разброса?

4. Что такое линия регрессии?

5. Что такое среднеквадратичное отклонение множества точек диаграммы разброса от линии регрессии?

6. Какому критерию должна удовлетворять линия регрессии в отношении точек диаграммы разброса?

7. Как узнать, какая из кривых разного типа лучше аппроксимирует результаты реального эксперимента?

Лабораторная работа № 12. Анализ поведения систем, описываемых обыкновенными дифференциальными уравнениями Плановый объем работы 2 часа.

Объект моделирования – пружинный маятник. Масса маятника равна M, жесткость пружины равна b, коэффициент сопротивления во внешней среде равен k. Маятник движется вдоль оси х.

Требуется описать движение маятника обыкновенным дифференциальным уравнением. Для заданных начальных условий (местоположение маятника и его скорость) в вычислительной среде Mathcad построить диаграмму, представляющую график движения системы, а также траекторию его движения в пространстве состояний.

Провести серию численных экспериментов, изменяя значения параметров объекта и наблюдая за изменениями в его поведении.

Пример оформления рабочего листа приведен в разделе 12.4 (см. оглавление).

Ответьте на контрольные вопросы.

1. Что такое график движения системы?

2. Чем определяется состояние системы с одной степенью свободы?

3. Каково пространство состояний пружинного маятника?

4. Что такое траектория движения системы в пространстве состояний?

5. Как влияет изменение коэффициента сопротивления на траекторию движения маятника в пространстве состояний?

6. Какова эта траектория при k = 0?

7. Как влияет на поведение маятника изменение его начального местоположения?

8. Каким образом сказывается масса? Жесткость пружины?

Лабораторная работа № 14. Оптимизационные модели, модели управления и прогнозирования Плановый объем работы 3 часа.

Существует предприятие, выпускающее три вида изделий из трех видов сырья.

Пусть х1, х2, х3 – количество единиц (штук) выпущенной продукции первого, второго и третьего вида.

Одно изделие при реализации приносит предприятию прибыль в размере а1, а2, а3 соответственно. Количество выпущенной продукции х1, х2, х3 и нормы прибыли а1, а2, а3 определяют сумму прибыли G, которую получает предприятие.

Однако в деятельности предприятия следует учитывать следующие обстоятельства.

1. На изделия расходуется три вида сырья. Известны нормы расхода сырья, то есть, расход сырья i на единицу изделия j составляет cij.

2. Общее количество сырья первого, второго и третьего вида (i =1, 2, 3), имеющегося на складе, ограничено, соответственно, значениями С1, С2, С3.

3. Заключены договоры на поставки изделий каждого из трех видов в количестве р1, р2, р3, которые безусловно должны быть выполнены.

4. Изделия, изготовленные сверх заключенных договоров, в количестве (хj - рj) могут быть проданы, но потребительский спрос на продукцию каждого вида, выпускаемую в свободную продажу, ограничен значениями к1, к2, к3.

Требуется построить модель, на которой с помощью табличного процессора Microsoft Excel, можно было бы решать задачи прогнозирования, управления и оптимизации.

Пример оформления рабочего листа приведен в разделе 14.4 (см. оглавление).

Ответьте на контрольные вопросы.

1. Что производит данное предприятие и каковы условия его работы?

2. Каковы входы рассматриваемой модели предприятия?

3. Каковы ее выходы?

4. Какими ограничениями характеризуется состояние данного предприятия?

5. Каково содержание задачи прогнозирования?

6. Как ставится задача управления?

7. Как формулируется задача оптимизации?

8. Какие данные требуется ввести для решения задачи прогнозирования?

9. Какие данные требуется ввести для решения задачи управления?

10. Какие данные требуется ввести для решения задачи оптимизации?

11. Предположим, что наше предприятие выпускает только два вида изделий? Можно ли решать те же задачи на той же модели? Если «да», то какие изменения следует произвести?

12. Предположим, что для производства изделий наше предприятие расходует только два вида сырья. Можно ли решать те же задачи на той же модели? Если «да», то что следует изменить?

Лабораторная работа № 15. Функции алгебры логики

Плановый объем работы 4 часа.

Задание 1. Функция алгебры логики для трех независимых аргументов y=F(x1,x2,x3) задана таблицей истинности (раздел 15.

3, см. оглавление).

Ваш вариант функции соответствует последней цифре вашей зачетной книжки.

Требуется представить функцию в дизъюнктивной нормальной форме, выразить ее формулой в Microsoft Excel, проверить достоверность этой формулы на всех наборах значений аргументов. Предлагается выразить функцию тремя способами, различающимися степенью членения на компоненты.

Первый способ, самый простой для написания, но занимающий большее количество ячеек, отличается тем, что в одну группу ячеек вводятся функции отрицания аргументов, в другую группу – конъюнкции, использующие в качестве аргументов ссылки на ячейки со значениями

переменных и на их отрицания, и, наконец, в третью – дизъюнкция конъюнктов.

Второй способ, в сравнении с первым, более сложен для написания, но занимает меньшее количество ячеек. Аргументами конъюнктов в этом случае являются значения независимых переменных и функции отрицания последних. Дизъюнкция конъюнктов пишется также, как в первом способе.

Третий способ. Вся формула записывается в одной ячейке.

Задание 2. Известны зависимости, определяющие закон поведения одноразрядного двоичного сумматора, в форме булевых функций, связывающих значения суммы и переноса в старший разряд по значениям слагаемых и переноса из младшего разряда.

Требуется в Microsoft Excel построить модель одного разряда названного сумматора, имеющего три входа (одно слагаемое, второе слагаемое, перенос из предыдущего разряда) и два выхода (значение суммы и перенос в следующий разряд).

Задание 3. На железнодорожной станции три пути.

На станцию поочередно прибывают поезда: скорый, пассажирский и прочие.

Совокупностью утверждений сформулирован закон управления, определяющий путь, на который следует принимать приходящий поезд.

Требуется реализовать этот закон в виде логических формул в Microsoft Excel.

Примеры оформления рабочих листов приведены в разделах 15.4 – 15.5 (см.

Завершив работу, ответьте на контрольные вопросы.

1. Какие значения принимают зависимые и независимые переменные функции алгебры логики?

2. Как задать функцию алгебры логики?

3. Какая функция носит название «конъюнкция»?

4. Какая функция носит название «дизъюнкция»?

5. Какая функция носит название «отрицание»?

6. Что такое «таблица истинности»?

7. Что такое функционально полная система булевых функций?

8. Что такое ДНФ?

9. Как от таблицы истинности перейти к ДНФ?

10. Какие формулы в среде Microsoft Excel используются для записи функций алгебры логики?

11. Где применяются функции алгебры логики?

Лабораторная работа № 13. Конечно-автоматные модели:

способы задания, решения задач Плановый объем работы 9 часов.

Работа посвящена изучению конечного автомата, как одного из представителей класса формально-логических моделей с памятью, Приобретаются навыки синтеза конечно-автоматных моделей, исследуются возможности этой модели при решении задач диагностики, прогнозирования и управления. Программная среда – Инструментальная система Динамические Логические Модели (ИС ДинЛоМо).

Задание 1. Описаны три способа представления конечного автомата: в форме графа, в форме таблиц переходов и выходов, на языке ИС ДинЛоМо.

На языке ДинЛоМо задан конечный автомат – модель простенького объекта.

Требуется представить эту модель в форме графа и в форме совмещенной таблицы переходов и выходов.

Задание 2. В ИС ДинЛоМо задан конечный автомат – модель простенького объекта.

Требуется на этой модели решить серию задач прогнозирования средствами ИС ДинЛоМо.

Задание 3. Дана та же модель.

Требуется на этой модели решить серию задач управления средствами ИС ДинЛоМо.

Задание 4. Дана та же модель.

Требуется на этой модели средствами ИС ДинЛоМо решить серию задач диагностики.

Задание 5. Конечно-автоматная модель объекта задана в форме графа (рис.

13.25, см. задание 5 в разделе Г лабораторной работы № 13).

Требуется построить эту модель в ИС ДинЛоМо и убедиться в безошибочности созданного описания, решая задачи прогнозирования и управления.

Задание 6. Известна построенная в предыдущем задании модель объекта.

Требуется решить на этой модели серию задач управления при неизвестном текущем состоянии.

Задание 7. При недостаточной информации о поведении управляемого объекта задача диагностики может иметь более одного решения.

Требуется уменьшить степень неопределенности решения задачи диагностики путем увеличения количества информации о поведении объекта как в самой модели, так и в запросе, формулирующем исходные данные для ее решения.

1. Что такое конечное множество?

2. Какое время называется дискретным, а какое непрерывным?

3. Что такое конечный автомат?

4. В каком времени функционирует конечный автомат?

5. Что происходит при функционировании конечного автомата?

6. Как интерпретируются входы конечного автомата?

7. Как можно истолковать выходы конечного автомата?

8. Что такое состояние конечного автомата?

9. Как описываются причинно-следственные связи автоматной модели?

10. Что такое функция переходов конечного автомата?

11. Что такое функция выходов конечного автомата?

12. Что известно, и что требуется найти в задаче прогнозирования?

13. Как ставится задача управления?

14. По каким данным решается задача диагностики?

15. Как решить задачу управления объектом, не зная его текущего состояния?

Лабораторная работа № 2. Определение конечного автомата как модели управляемого объекта Плановый объем работы 6 часов.

Дано словесное описание поведения объекта той или иной степени сложности. Вариант задания предлагает преподаватель.

Требуется создать конечно-автоматную модель объекта, убедиться самому и убедить преподавателя в ее адекватности и работоспособности на примерах решений задач диагностики, прогнозирования и управления в ИС ДинЛоМо.

Целью данной лабораторной работы является иллюстрация и усвоение понятий «множество» и «соответствие» на примере простейших моделей, представленных в табличной форме и в форме диаграмм. Рассматривается модель «График движения поездов». Среда моделирования – Microsoft Excel.

7.1.Описание модели «График движения поездов»

На участке железной дороги, начало которого находится на a км железной дороги, а конец на b км, расположено с железнодорожных станций.

В течение суток через эти станции проходит n железнодорожных составов.

Известно время t прохождения самого раннего поезда через станцию а и ориентировочный интервал d (плюс-минус десять-тридцать минут) следования поездов на данном участке.

Все составы идут по составленным вами графикам. Значения переменных a, b, c, d, n, t определены таблицей 7.1.

Требуется построить график продвижения составов на заданном участке в форме таблицы и в форме точечной диаграммы.

Этот график будет представлять собой модель движения поездов на данном участке железной дороги.

Выберите вариант задания по последней цифре номера зачетной книжки.

Представив себя начальником реально существующего участка, имена составов и недостающие числовые значения для промежуточных станций задайте по своему усмотрению.

Порядок выполнения работы описан ниже, но прежде, чем приступать к ее выполнению, внимательно прочтите теоретический материал.

Опираясь на практический опыт, повидимому, нетрудно представить себе, как может выглядеть искомый график в форме таблицы. Подобные таблицы часто встречаются в повседневной практической деятельности.

• строки таблицы именуются численными значениями километров железной дороги,

• столбцы – названиями железнодорожных составов.

На пересечении столбцов со строками указываются моменты времени, в которые выбранный состав проходит данную километровую отметку.

Каждую строку такой таблицы можно рассматривать как расписание движения поездов через указанную километровую отметку.

Каждый столбец таблицы можно рассматривать как график движения одного из поездов на данном участке.

С математической точки зрения

• каждый столбец таблицы (i) описывает график движения i – состава, то есть зависимость t=pi(s), где s – значение километровой отметки, t

– время ее прохождения, i – имя состава;

• каждая строка (s) описывает расписание движения поездов через станцию s, то есть зависимость t=qs(i), где i – имя поезда, t – время прохождения через s - километровую отметку.

Теоретическим обобщением такого рода моделей является формальная математическая структура, выражаемая понятием «соответствие».

Это понятие вводится в теории множеств.

Полагая, что I= – множество имен поездов, S= – множество километровых отметок, T= – множество моментов времени, названные структуры задают

• соответствия pi:S T, представляющие графики движения поездов, и

• соответствия qs: I T, описывающие расписания движения поездов.

В следующем подразделе (7.3) представлены определения понятий «множество» и «соответствие». Описана структура соответствия и его основные характеристики. Постарайтесь усвоить названные элементы формализации знаний. Осознайте представленные понятия и запомните их определения.

Постройте указанные таблицы и диаграммы в системе Excel. Назовите соответствия, какие вам пришлось задать, формируя модель. Каков характер этих соответствий?

7.3.1.Что такое множество?

Множество – это однозначно заданное объединение объектов, субъектов, понятий, суждений и т.п., называемых элементами множества.

Для написания множеств на бумажных носителях (текст) используют следующие обозначения.

Наименование множества обозначают прописными буквами, элементы множества – строчными.

Если элемент m принадлежит множеству M, то этот факт записывают так: m M.

Если элемент х не принадлежит множеству М, то пишут: х М.

Например: Кая ЖД_Станции; Кая Оценка_успеваемости.

Если нетрудно назвать все элементы множества, то при определении множества используют простое их перечисление, заключенное в фигурные скобки: M=. Есть и другие способы определения множеств (см.

лекционный курс [1]).

В программе Microsoft Excel множество можно задать простым перечислением его элементов по строкам или по столбцам таблицы.

7.3.2. Что такое численная и лингвистическая модель?

Знаковая модель относится к классу численных, если элементы описывающих ее множеств выражаются числами.

Элементы множеств, выражаемые словами и фразами естественного или искусственного языка, называются лингвистическими. Содержащая такие переменные модель называется лингвистической.

Смешанная модель содержит переменные того и другого типа.

В модели «График движения поездов» имена поездов – лингвистические переменные, значения километров и моментов времени – численные переменные. Над последними можно производить арифметические операции, вычисляя, например, расстояния, промежутки времени, скорости движения.

Лингвистические переменные в данной модели идентифицируют рассматриваемый объект.

7.3.3.Что такое соответствие?

Понятие «соответствие» используют при указании связи двух множеств.

Соответствие – это правило, сопоставляющее с элементами одного множества элементы другого.

Пусть заданы множества А и В.

Если с элементами множества А сопоставляются элементы множества В, то для обозначения соответствия прибегают к записи такого вида:

При этом говорят, что соответствие е сопоставляет с элементами множества А элементы множества В.

Для того, чтобы задать соответствие, требуется указать каждое из сопоставляемых множеств и закон, по которому элементы одного множества сопоставляются с элементами другого.

Простейшим законом такого рода является перечисление пар, выражаемое с помощью таблицы или двумерной диаграммы.

Таблица может быть задана двумя столбцами или двумя строками.

Если таблица задана двумя столбцами, то в одном столбце располагаются элементы одного множества, в другом – другого. Каждая строка такой таблицы сопоставляет элемент одного множества с элементом другого.

Множество связываемых таким образом пар как раз и определяет закон, по которому элементы одного множества сопоставляются с элементами другого.

Если таблица задана двумя строками, то элементы сопоставляемых множеств связываются столбцами такой таблицы.

В двумерной диаграмме координатные оси представляют сопоставляемые множества. Каждая точка диаграммы определяет связь элемента оси абсцисс с элементом оси ординат. Связываемые таким образом пары элементов определяют рассматриваемое соответствие.

7.3.4.Что такое график соответствия?

В соответствии е:А В множество А называют областью отправления соответствия, множество В – областью прибытия.

Множество пар Q A B элементов этих множеств, сопоставляемых друг с другом, называют графиком соответствия.

A B – как прямое (декартово) произведение множеств А и В включает в себя всевозможные пары элементов (a,b), где aA, bB. Подмножество Q включает в себя лишь те пары (a,b), которые связаны соответствием е : А В.

Множество первых элементов графика соответствия называют областью определения соответствия е.

Первые элементы графика соответствия – это первые элементы пар (a,b).

Множество вторых элементов графика соответствия называют областью значений соответствия.

Вторые элементы графика соответствия – это вторые элементы пар (a,b).

• область определения соответствия – это первая проекция графика соответствия Pr1Q,

• область значений соответствия – это вторая проекция графика соответствия Pr2(Q).

Вспомним, что множества Pr1P=M, Pr2P=N называются проекциями декартова произведения, если P= М N=<( mi, nj ) mi M, nj N>. Так как декартово произведение двух множеств М, N есть множество упорядоченных пар, то первая проекция декартового произведения Pr1P – это множество, составленное из первых элементов указанных пар;

вторая проекция Pr2P – это множество, составленное из вторых элементов указанных пар.

7.3.5.Что такое полностью определенное и однозначное соответствие?

Полностью определенным называется соответствие, область определения которого совпадает с областью отправления.

Не полностью определенным называется соответствие, область определения которого не совпадает с областью отправления.

Представленное иллюстрацией (рис.7.2) соответствие : M N не полностью определено, потому что для него область определения не совпадает с областью отправления , являясь лишь его подмножеством.

Соответствие называется однозначным, если с каждым элементом из области определения сопоставляется единственный элемент области значений.

Если же в области определения существует хотя бы один элемент, с которым сопоставляется более одного элемента в области значений, то такое соответствие неоднозначно.

Лабораторная работа № 7. Таблицы и диаграммы

Названное выше соответствие : M N неоднозначно, потому что в области определения существует, по крайней мере, один элемент (а здесь их два) такой, что с ним сопоставляется более одного элемента в области значений (см. пары (b,p), (b,q) и (d,q), (d,t) графика соответствия).

Рис. 7. 1. Иллюстрация понятия «соответствие»

7.3.6.Что такое обратное соответствие?

Можно рассматривать не только соответствие е:А В, но и соответствие e-1:В А, обратное по отношению к первому. В этом случае областью отправления соответствия e-1 является множество В, а множество А – областью прибытия.

Графиком обратного соответствия является подмножество Q-1 B A, а значит, область определения и область значений обратного соответствия также поменяются местами.

Поведение целого ряда реальных систем может быть описано знаковыми моделями, представляющими собою соответствия, выраженные в табличной форме.

• свойства и их значения,

• причины и следствия,

• объекты, находящиеся в заданном отношении (родства, близости, взаимного расположения …) и т.п.

Таблицей связаны множества: Множество товаров, Цена.

Элементами множества являются наименования товаров.

Цена = <1,2,3…>. Элементами множества являются положительные целые числа (цены в рублях).

Ценник сопоставляет с элементами множества товаров элементы множества цен на них. Тогда справедливы следующие утверждения.

Ценник : Множество наименований товаров Цена – это соответствие.

Множество наименований товаров – это область отправления соответствия.

Цена – это область прибытия.

<Картофель, Морковь, Капуста, Лук, Помидоры>– это область определения соответствия (первые элементы пар графика соответствия).

Таблицей связаны множества: Множество спектаклей, Дата.

Репертуар : Множество спектаклей Дата – это соответствие.

Множество спектаклей – это область отправления соответствия.

Дата – это область прибытия.

(Мнимый больной, 21 апреля); …; (Дядя Ваня, 24 апреля)> – это график соответствия.

«58» 19:10 Таблицей связаны множества: Множество имен поездов, Время.

«Забайкалье»; «58»> Время =

Расписание сопоставляет с именем поезда время следования. Справедливы следующие утверждения.

Расписание : Имена поездов Время – это соответствие.

Множество имен поездов – это область отправления соответствия.

Множество моментов времени – область прибытия.

100 01:30 125 02:05 125 02:10 137 02:25 150 03:12 150 03:15 176 03:45 198 04:15 Примечание. В этом примере не путайте, пожалуйста, термины, одинаковые по написанию и произношению, но разные по смыслу (омонимы):

«график движения поездов» и «график соответствия», «время отправления поезда» и «область отправления соответствия», «время прибытия поезда» и «область прибытия соответствия».

Таблицей связаны множества: Километры, Время.

Километры = < S \ S0 >– это отрезки пути от нулевого километра и далее.

Время = – это моменты суточного времени.

График_движения пригородного поезда сопоставляет с отметкой отрезка пути время следования, то есть:

График_движения_пригородного_поезда : Километры – это Время соответствие.

Километры – область отправления соответствия.

Время – область прибытия соответствия.

(150,03:12); (150,03:15); (176,03:45); (198,04:15) > – это график соответствия.

Первая проекция графика соответствия – <100, 125, 137, 150, 176, 198>– область определения соответствия (первые элементы пар графика соответствия).

03:15; 03:45; 04:15> – область значений соответствия (вторые элементы пар графика соответствия).

Обратите внимание! Об этом же соответствии другими словами, в терминах теории множеств, можно говорить следующим образом.

Таблицей 7.6. «График движения пригородного поезда 6125» задано соответствие : ST, где S= – область отправления соответствия (множество километров);

T= – область прибытия соответствия (множество моментов времени);

7.3.8.Формализация модели, описывающей график движения поездов Формальная численная модель рассматриваемой в лабораторной работе предметной области может быть представлена в форме:

ri: S T, iI, I=, где I – множество имен железнодорожных составов;

T – множество моментов времени;

S – множество расстояний;

Лабораторная работа № 7. Таблицы и диаграммы

ri – соответствие, представляющее график движения i-состава.

S= – множество расстояний.

T= – множество моментов времени.

r(Состав 814): S T – соответствие, представляющее график движения Состава 814.

G = <(100, 8:00), (150, 8:40), (230, 9:50), (315, 11:30), (405, 12:40), (460, 13:40), (540, 14:50)>– график указанного соответствия, описывая движение состава, указывает моменты времени, в которые он проходит те или иные километровые отметки пути.

Элементами множества G являются пары (s,t), именуемые как (километровая отметка пути, время ее прохождения).

i Соответствие r может быть представлено таблицей, состоящей из двух столбцов, в одном из которых элементы множества S, а в другом – элементы множества T.

Если описывается график движения нескольких составов, то для каждого состава своя таблица S T. Но учитывая, что множество S одно и то же для всех составов, столбец, указывающий километровые отметки пути может быть общим для всех составов.

i Совокупность соответствий r для всех i I может быть представлена не только таблицей, но и диаграммой в координатах T S, где T – множество моментов времени (обычно ось абсцисс), S – множество расстояний (ось ординат).

7.3.9.Иллюстрация В качестве иллюстрации ниже приводится образец рабочего листа с фрагментами выполненной работы.

Шаг 0. Открыть инструментальную систему Microsoft Excel.

Если в данном цикле лабораторных работ у вас еще нет рабочей книги, то открывшийся новый файл (Книга N) сохраните как рабочий, назвав его своим именем, для чего выполните команды меню File - Save As.. (Файл - Сохранить как…). В графе Имя файла вкладки Сохранение документа напишите свою фамилию и номер работы, щелкните по кнопке Сохранить.

Шаг 1. Написать название лабораторной работы, номер варианта и соответствующие ему исходные данные.

Вариант, как было сказано, выбирается по последней цифре номера зачетной книжки.

Рис. 7. 2. Пример оформления рабочего листа Шаг 2. Заготовить таблицу и ввести в нее исходные данные (n+1 столбцов и c строк, не считая имен полей), ставящую в соответствие каждому железнодорожному составу моменты его прохождения через станции.

Численные значения границ участка (a,b), количество станций (c) и количество составов (n) определите в соответствии с вариантом. По варианту задайте время прохождения через станцию а самого раннего состава (t).

Имена поездов, значения километровых отметок в интервале от a до b, время прохождения каждого из (n) составов через эти отметки задайте сами, руководствуясь фантазией, заданным по варианту ориентировочным значением интервала движения поездов (d) и здравым смыслом.

ниже исходных данных напишите заголовок таблицы;

Pr1G-1i – область определения (столбец, перечисляющий моменты времени);

• Pr2G i – область значений (столбец, перечисляющий километры).

Примечание. Обратите внимание, что пара (t,s) неравнозначна паре (s,t)!

От табличного способа задания соответствий перейдем к графическому. Для этого графики соответствий Gi перенесем на плоскость с координатными осями: Время (T) – Километры (S), воспользовавшись приемами построения диаграмм в инструментальной системе Microsoft Excel.

Шаг 3. Создать диаграмму, отражающую графики движения поездов через рассматриваемые станции.

Для создания диаграммы следует мышкой выделить в таблице зону, заполненную отметками времени, и нажать кнопку Мастер диаграмм.

3.1. На первом шаге работы Мастера диаграмм в открывшемся окне под названием «Тип диаграммы» выбрать нужный тип, в нашем случае Точечная, и вид, соответствующий левой нижней картинке. Щелкнув по этой картинке мышью, вы увидите примечание: «Точечная диаграмма, на которой значения соединены отрезками». Такая диаграмма нам как раз и нужна. Нажмите кнопку Далее.

3.2. На втором шаге работы Мастера диаграмм нужно определить источник данных с помощью окна с таким же именем. В нашем случае следует указать:

«МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНТРАНС РОССИИ) ПРОТОКОЛ заседания Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта при Министерстве транспорта Российской Федерации 30 сентября 2015 года Москва № Председательствовал: Цыденов Заместитель Министра транспорта Алексей Самбуевич Российской Федерации Присутствовали: 37 человек (список прилагается) 1. О проекте плана заседаний Координационного совета по развитию малого и среднего. »

«ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 апреля 2010 года N 191 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИОБРЕТЕНИЯ, ВЫДАЧИ, ОПЛАТЫ ПУТЕВОК В ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОПЛАТЫ СТОИМОСТИ ПРОЕЗДА НА МЕЖДУГОРОДНОМ ТРАНСПОРТЕ ОРГАНИЗОВАННЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ К МЕСТАМ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ОБРАТНО (с изменениями от 27.05.2010 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 275, НГР RU19000201000232) (с изменениями от 27.12.2010 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 727, НГР. »

«НЕЗАВИСИМЫЙ АНАЛИЗ ПУТЕЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ С КОВЫКТИНСКОГО ГАЗОКОНДЕНСАТНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ В.А. Каширцев, А.Г. Коржубаев, А.П. Садов, А.А. Сирина, М.В.Власов, В.В.Неронов, А.И.Прасолова, Н.И.Тульская, С.С.Чернянский, И.В. Филимонова, В.Н. Харитонова, Л.В. Эдер, Н.Л. Жуковская, Е.М.Инешин, М.В. Рагулина, С.П. Тюхтенева Москва – Новосибирск – Иркутск ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА 1.2. ОБЩИЙ ОБЗОР РАССМАТРИВАЕМЫХ СЦЕНАРИЕВ 2. КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ И. »

«СВЯЗЬ И ТРАНСПОРТ (Коллективная научная монография) Новосибирск, 2013 г. УДК 62 ББК 30+39 С 25 ISBN 978-5-4379-0244-8 Авторы: Р.М. Ахмеднабиев (предисловие); Р.Ф. Калимуллин (гл. 2); С.Ю. Коваленко (гл. 2); А.Г. Меркулов (гл. 1). С 25 «Связь и транспорт»: коллективная научная монография; [под ред. Р.М. Ахмеднабиева]. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. — 104 с. В монографии приведены результаты исследований в области создания цифровых высокочастотных телекоммуникационных каналов связи в. »

«КРЫЛОВ Дмитрий Витальевич ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПАРИТЕЛЬНОВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ В СИЛОВЫХ БЛОКАХ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Специальность 05.22.07 – Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Санкт-Петербург Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования. »

«Pуднев Игорь Анатольевич ЭФФЕКТЫ ВЛИЯНИЯ НАНОДОБАВОК И РАДИАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ТРАНСПОРТНЫЕ И МАГНИТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СВЕРХПРОВОДЯЩИХ МАТЕРИАЛОВ Специальность 01.04.07 – «Физика конденсированного состояния» АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора физико математических наук Автор МОСКВА 2014 Работа выполнена в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» Научный консультант: доктор физико-математических наук, профессор. »

«HEWLETT-PACKARD Дайджест мировых новостей логистики №5 21 декабря – 26 декабря Отдел по связям с общественностью АО «НЦРТЛ» Дайджест мировых новостей логистики №5 21 декабря – 26 декабря Отдел по связям с общественностью www.kazlogistics.kz 21 – 26 декабря НОВОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В Актобе возле автовокзала строят навесной мост Темпы отгрузки зерна в декабре упали А.Мамытбеков Сенат одобрил закон по реализации народного IPO В Бельгии проходит всеобщая массовая забастовка Китай. »

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ О.А. Фрейдман АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Иркутск УДК 658.7 ББК 65.40 Ф 86 Рекомендовано к изданию редакционным советом ИрГУПС Р ец ен з енты: В.С. Колодин, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой логистики и коммерции Байкальского государственного университета экономики и права; О.В. Архипкин, доктор экономических наук, профессор кафедры «Коммерция и маркетинг». »

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Приложение № 1 К приказу Дальневосточного МТУ ВТ Росавиации от,,29,,_07_2014г. № 229 СВОДНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ, ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМУ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА, В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2014 ГОДА г. Хабаровск № Содержание Стр. п/п Приказ Дальневосточного межрегионального территориального. »

«ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ РУКОВОДЯЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАТРАТ И ВЫГОД ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЪЕДИНЕННЫЕ НАЦИИ Нью-Йорк и Женева, 2003 год ii На основе следующих материалов: ТИНА оценка потребностей в транспортной инфраструктуре Анализ социально-экономических затрат и выгод в контексте оценок проектов развития трансъевропейской транспортной сети издано в ноябре 1999 года: результаты процесса ТИНА TINA. »

«Ю.Н. Шапошникова (Московский государственный университет природообустройства, Агентство гражданской защиты СЗАО г. Москвы; e-mail: 289111090@mail.ru) ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУБОПРОВОДОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ, ГАЗА И НЕФТЕГАЗОПРОДУКТОВ Основной фактор обеспечения безопасности трубопровода – это его конструктивная надёжность. Проведён анализ проблемы обеспечения конструктивной надёжности нефтепроводов и газопроводов. Ключевые слова: экологическая безопасность, нефть, газ. »

«УДК 625.7 Г.Р. Фоменко, К.Р. Сабитова Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, Харьков, Украина РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В ГОРОДАХ Рассмотрены проблемы транспортных систем, особенности и тенденции их развития, влияние на инфраструктуру городов, повышение уровня транспортных услуг. Отмечены процессы модернизации транспортной инфраструктуры в зарубежных странах. Дан анализ их успешных достижений и негативных результатов регулирования транспортной системы. Проанализированы. »

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ В.В. Джура ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Иркутск 2013 УДК 347.91 ББК 67.410 Д 42 Печатается по решению ученого совета Иркутского государственного университета путей сообщения Рецензенты: М.Г. Тирских, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права и сравнительного правоведения Юридического института ИГУ; А.А. Тюкавкин-Плотников, кандидат юридических наук, доцент. »

«2014 Информационноаналитический дайджест №1 1 – 14 января 2014 г. Дайджест мировых новостей логистики №1 1 – 14 января 2014 г.НОВОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Началась опытная эксплуатация первых казахстанских грузовых электровозов серии КZ-8А Корейцы примут участие в реализации амбициозных проектов ВКО Российские железные дороги снизили погрузку зерна на 2,8% Туркменистан по железной дороге к глобальной интеграции Новый маршрут сообщением Алматы-Талдыкорган Из-за схода вагонов грузового. »

«125 Вестник ТГАСУ № 1, 2014 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ УДК 625.7/.8 (571.1) ЕФИМЕНКО СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, канд. техн. наук, доцент, svefimenko_80@mail.ru ЕФИМЕНКО ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ, докт. техн. наук, профессор, svefimenko_80@mail.ru Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2 АФИНОГЕНОВ АЛЕКСЕЙ ОЛЕГОВИЧ, канд. техн. наук, afinogenov@smtp.ru ООО «Кузбасский центр дорожных. »

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник:

os.x-pdf.ru

Математическое моделирование систем и процессов. Учебное пособие в городе Челябинск

В данном каталоге вы всегда сможете найти Математическое моделирование систем и процессов. Учебное пособие по разумной стоимости, сравнить цены, а также найти иные предложения в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Доставка может производится в любой город РФ, например: Челябинск, Улан-Удэ, Барнаул.