Книжный каталог

Шри Ауробиндо, , Мать (Мирра Альфасса), Путь самосовершенствования

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Эзотерика

Описание

Самосовершенствование - это путь познания своей истинной сущности, желание двигаться вперед, познавая все новое. Встав на этот путь, вы начнете ощущать каждое мгновение вашей жизни, которое наполнено сокровенным смыслом и жаждой к знанию. В чем ценность нашего земного существования? Как обрести внутреннюю свободу? Как достичь просветления? Эта книга ответит на эти и другие вопросы, тем самым восстановив равновесие вашего сознания и расширив границы мировосприятия, а также поможет найти истинную цель в жизни и обрести путь к гармонии.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Ауробиндо Ш., Мать Путь самосовершенствования Ауробиндо Ш., Мать Путь самосовершенствования 72 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Антонова В. (сост) Пионеры супраментальной эволюции. Интегральная йога Шри Ауробиндо и Мирры Альфасса. Книга 1 Антонова В. (сост) Пионеры супраментальной эволюции. Интегральная йога Шри Ауробиндо и Мирры Альфасса. Книга 1 215 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Шри Ауробиндо и Мать О счастье и мире. Выдержки из работ Шри Ауробиндо и Матери Шри Ауробиндо и Мать О счастье и мире. Выдержки из работ Шри Ауробиндо и Матери 72 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Сатпрем Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания Сатпрем Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания 280 р. ozon.ru В магазин >>
Шри Ауробиндо В поисках души нетленной. Фрагменты работ Шри Ауробиндо В поисках души нетленной. Фрагменты работ 119 р. litres.ru В магазин >>
Шри Ауробиндо и Мать Оккультизм, духовность, наука, магия Шри Ауробиндо и Мать Оккультизм, духовность, наука, магия 81 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Личи-Грэсси М. Шри Ауробиндо и Мать. Борьба за человечество Личи-Грэсси М. Шри Ауробиндо и Мать. Борьба за человечество 125 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Читать онлайн Мать

Читать онлайн "Мать. Вопросы и ответы 1953 г." автора Ауробиндо Шри - RuLit - Страница 1

Вопросы и Ответы 1953

Предлагаемый вниманию читателя очередной, шестой, том Собрания Сочинений Матери является своего рода комментарием к четвертому тому публикуемого Собрания. В настоящий том вошли ответы Матери на вопросы учеников, касающиеся содержания ее бесед 1929 года. Эти ответы были записаны в 1953 году во время ее встреч с учениками на уроках французского языка, происходивших по вечерам на Спортплощадке Ашрама. Она читала отрывки из бесед 1929 года, и дети, а также их учителя задавали ей вопросы. Постепенно к этим урокам присоединились и многие другие ашрамиты.

Обычно Мать давала развернутые пояснения к прочитанному, а затем отвечала на многочисленные и чрезвычайно разнообразные вопросы воспитанников. Широкий круг тем, затронутых в беседах, обусловлен как возрастным различием их участников, так и различием в уровне их развития. Тем поразительнее искусство (проистекающее из обширнейшего духовного опыта), с которым Мать отвечает и на «детские» вопросы об устройстве мироздания, и на «взрослые» – о тонкостях внутренней йогической работы – в форме, одинаково доступной столь разнородной аудитории.

Фактически, предлагаемая книга может рассматриваться как целостное и законченное практическое пособие по саморазвитию личности. Она являет собой уникальный пример исчерпывающего объяснения сложнейших основополагающих вопросов бытия и вместе с тем тончайших нюансов практической внутренней работы на уровне, соответствующем пониманию и опытного духовного искателя, и ребенка, делающего первые шаги в познании себя и мира.

Без сомнения, книга будет чрезвычайно информативной и полезной для всех, кто интересуется вопросами самопознания, внутреннего развития, духовной философии и практики.

Мать – Мирра Альфасса – родилась в Париже 21 февраля 1878 года. Ее отец был крупным банкиром, выходцем из Турции, а мать происходила из знатной египетской семьи. Начальное образование Мирра получила дома. Уже в раннем детстве у нее проявилась склонность к художественному творчеству: она прекрасно рисовала, играла на фортепьяно и делала успехи на литературном поприще.

По поводу своего раннего духовного продвижения Мать писала: «В возрасте между одиннадцатью и тринадцатью годами целый ряд духовных опытов и переживаний не только открыл для меня существование Бога, но также заставил осознать возможность соединения человека с Всевышним и всесторонней реализации Его в жизни божественной».

В 1906 году Мирра отправилась в Алжир, где провела два года, изучая оккультизм. По возвращении в Париж вокруг нее сформировалась группа людей, занятых духовными поисками; им она передавала свои знания, обогащая при этом и собственный духовный опыт. В 1914 году Мирра побывала в Пондичери, на юге Индии, где встретила Шри Ауробиндо, которого признала своим духовным наставником, направлявшим ее внутреннее развитие в течение многих лет. Мирра пробыла в Индии около года и затем вернулась в Париж. В 1920 году она снова приехала в Пондичери и осталась там навсегда.

Постепенно вокруг Шри Ауробиндо и Мирры собралась небольшая группа учеников, которая продолжала расти и впоследствии превратилась в Ашрам Шри Ауробиндо. В ноябре 1926 года Шри Ауробиндо полностью вверил Мирре материальное и духовное попечительство над Ашрамом, и с этого момента ее стали называть Матерью. Почти полвека Мать руководила Ашрамом, и за это время он вырос в огромную общину. К моменту, когда Шри Ауробиндо покинул этот мир в 1950 году, община насчитывала около тысячи членов. В 1951 году Мать создала школу, которая затем превратилась в Международный центр образования Шри Ауробиндо. В 1968 году недалеко от Пондичери Мать основала международный город Ауровиль, сегодня город насчитывает около 1200 жителей – представителей всех народов земли, стремящихся воплотить мечту Шри Ауробиндо о Человеческом Единстве.

Достижения Матери не исчерпываются практическим воплощением в жизнь учения Шри Ауробиндо. Создание Ашрама и Ауровиля – это лишь одна сторона ее великой работы. Она была также первопроходцем в области духовного опыта и оккультной практики; ей удалось освоить и описать такие уровни сознания, о существовании которых люди не догадывались раньше. Ее литературное наследие насчитывает 17 томов и представляет уникальное практическое руководство для тех, кто занят духовными поисками в повседневной жизни. Комментарии Матери к работам Шри Ауробиндо, ее статьи, беседы и письма образуют своего рода мост, перекинутый от философского видения и учения Шри Ауробиндо к проблемам обыденной жизни, озаренной духовным Светом.

Источник:

www.rulit.me

Шри Ауробиндо, , Мать (Мирра Альфасса), Путь самосовершенствования

Шри Ауробиндо, , Мать (Мирра Альфасса), Путь самосовершенствования

В ней проявилась Матерь мирозданья — .

Пресветлый образ горнего Сознанья,

Что превосходит все и все объемлет,

Нетленная над нашей падшей перстью,

Всеблагая, всеистинная Сила. .

В лучах Ее всезрящего единства

Неведенье и Знанье примирились; .

Явило бытие свой тайный смысл:

Жизнь — перестала быть паденьем тщетным,

А смерть — путем единственным к свободе.

Она открыла путь из Ночи к Свету.

Мать — Мирра Альфасса — родилась в Париже 21 февраля 1878 года. Ее отец был крупным банкиром, выходцем из Турции, а мать происходила из знатной египетской семьи. Начальное образование Мирра получила дома. Уже в раннем детстве у нее проявилась склонность к художественному творчеству: она прекрасно рисовала, играла на фортепиано и делала успехи на литературном поприще.

По поводу своего раннего духовного продвижения Мать писала: «В возрасте между одиннадцатью и тринадцатью годами целый ряд духовных опытов и переживаний не только открыл для меня существование Бога, но также заставил осознать возможность соединения человека с Всевышним и всесторонней реализации Его в жизни божественной».

В 1906 году Мирра отправилась в Алжир, где провела два года, изучая оккультизм. По возвращении в Париж вокруг нее сформировалась группа людей, занятых духовными поисками; им она передавала свои знания, обогащая при этом и собственный духовный опыт. В 1914 году Мирра побывала в Пондичери, на юге Индии, где встретила Шри Ауробиндо, которого признала своим духовным наставником, направлявшим ее внутреннее развитие в течение многих лет. Мирра пробыла в Индии около года и затем вернулась в Париж. В 1920 году она снова приехала в Пондичери и осталась там навсегда.

Постепенно вокруг Шри Ауробиндо и Мирры собралась небольшая группа учеников, которая продолжала расти и со временем превратилась в Ашрам Шри Ауробиндо. В ноябре 1926 года Шри Ауробиндо полностью вверил Мирре материальное и духовное попечительство над Ашрамом, и с этого момента ее стали называть Матерью. Почти полвека Мать руководила Ашрамом, и за это время он вырос в огромную общину, насчитывавшую около 1000 членов к моменту ухода Шри Ауробиндо в 1950 году. В 1951 году Мать создала школу, которая затем превратилась в Международный образовательный центр Шри Ауробиндо. В 1968 году Мать основала Ауровиль, международный город, расположенный недалеко от Пондичери и насчитывающий сегодня около 1200 жителей — представителей всех народов земли, стремящихся воплотить мечту Шри Ауробиндо о Всечеловеческом Единстве.

Достижения Матери не исчерпываются практическим воплощением в жизнь учения Шри Ауробиндо. Создание Ашрама и Ауровиля — это лишь одна сторона ее великой работы. Она была также первопроходцем в области духовного опыта и оккультной практики; ей удалось освоить и описать такие уровни сознания, о существовании которых люди не догадывались раньше. Ее литературное наследие насчитывает 17 томов и представляет собой уникальное практическое руководство для тех, кто занят духовными поисками в повседневной жизни. Комментарии Матери к работам Шри Ауробиндо, ее собственные статьи, беседы и письма образуют своего рода мост, перекинутый от философского видения и учения Шри Ауробиндо к проблемам обыденной жизни, озаренной духовным Светом.

Мать покинула свое физическое тело 17 ноября 1973 года.

Перевод и публикация трудов ШРИ АУРОБИНДО и МАТЕРИ

Источник:

www.aditi.ru

Глава 7

Шри Ауробиндо, , Мать (Мирра Альфасса), Путь самосовершенствования

Глава 7. видение Шри Ауробиндо

Это – всеобъемлющая духовная революция,

реабилитирующая Материю и Творение 1 .

Ауробиндо Гхош и Мирра Альфасса, которых мы теперь будем называть Шри Ауробиндо[5] и Мать, несмотря на свои природные, национальные и культурные различия, достигли одних и тех же реализаций и одного и того же видения. «Не существует различия между путем Матери и моим; мы всегда шли и продолжаем идти одним и тем же путем, путем, который ведет к супраментальному преобразованию и божественной реализации; не только в конце, но и в самом начале этот путь был одним и тем же» 2 , – писал Шри Ауробиндо. Истина едина на всех уровнях бытия, и они пришли, чтобы реализовать ее новый уровень здесь, на Земле, привнести сюда «более истинную Истину». Но в силу того, что все эти реализации и прозрения были, в основном, сформулированы самим Шри Ауробиндо в «Арье», как его инструменте, мы для большей простоты и удобства говорим здесь о «видении Шри Ауробиндо». Это видение развивалось последовательно, и всегда его фундаментом и краеугольным камнем был непосредственный духовный опыт. Никогда у Шри Ауробиндо и Матери не было намерения остановиться на пути, окинуть взглядом достигнутое к этому моменту знание и создать на его основе ту или иную систему. Они всегда оставались открыты новым взглядам и использовали все, что было в их власти, чтобы буквально в каждое мгновение своей жизни возводить на Земле новый мир.

Отправная точка Шри Ауробиндо – это Веданта с идеей Брахмана в ее центре. «Брахман есть Альфа и Омега. Брахман есть Единый, который единственно есть, и нет ничего кроме него» 3 . «Брахман» – это санскритское слово (или концентрированная вибрация), означающее то, что на Западе именуют Единым или Абсолютом. Чрезвычайно важно найти слово среднего рода, которое могло бы определять начало, середину и конец всех вещей; ибо иначе мы с первых же шагов будем вынуждены придерживаться разделения на два принципа, на мужской и женский, что необратимо искажает правильный образ постижения высшей божественной Реальности. «Наша первая предпосылка состоит в том, что Абсолют есть высочайшая Реальность» (Шри Ауробиндо). Из этой предпосылки, а также из самого факта существования мира в том виде, в каком мы осознаем его, вытекает все остальное. Мы непрерывно и всецело находимся в состоянии конфронтации по отношению к миру; для нас это видимый и осязаемый факт. Эта первая предпосылка не является самоочевидной, ибо Абсолют не может быть познан и определен возможностями человеческого интеллекта. Познание Абсолюта – это факт высочайшего духовного опыта, непосредственно воспринятый великими духовными провидцами древности и подтверждаемый снова и снова их потомками во все времена и во всех народах. Можно стать Абсолютом, но невозможно назвать, описать или определить Его. «Единственный способ познать Божественное – это отождествиться с Ним» 4 (Мать).

Все есть Брахман. Не существует ничего, что не было бы Брахманом. «Ты – мужчина, и ты – женщина, ты – мальчик и девочка, и вон тот согбенный и немощный старик, бредущий со своим посохом; ты – голубая птица, и зеленая, и алоглазая…», – говорит Шветашватара Упанишада. «Если верно то, что есть только Дух (Self) и нет ничего иного, то так же верно и то, что все есть Дух». (Шри Ауробиндо) Как просто и основательно звучит эта мысль. Мать утверждает то же самое, но еще категоричнее: «Есть только «То». Только «То» существует, и нет ничего, кроме Него!» Это «То» есть единственная всеобъемлющая, всепроницающая точка, для которой нет пределов.

Концепция абсолютной Единой Реальности, которая есть Все, также поддерживается западными мистиками, однако на Западе она не принимается в качестве основной, общепринятой идеи. Причиной этой, как говорит Мать, «изначальной ошибки» является идея предполагаемого разрыва между Богом и его Творением. Эта идея основывается на древней халдейской традиции. «Но в действительности нет никакого разделения между тем, кого мы называем Богом, и тем, что мы называем Творением… Скорее наоборот – именно через полноту этого Творения постепенно, шаг за шагом, Божественное вновь открывает самого себя, достигает единения с самим собой, реализует самого себя и выражает самого себя… И этот процесс не имеет ничего общего с каким-либо произвольным способом творения; поэтому наш мир не есть плод какого-то автократического волеизъявления свыше; он являет собою всевозрастающее самовыражение и развитие сознания, которое все больше и больше объективируется по отношению к самому себе» 5 . Идея разделения Бога и его творения берет свое начало в халдейской традиции и, принятая иудейской религией, проникает в христианство. Поэтому Бог по-прежнему восседает на своем заоблачном троне, а человеческие существа все также мечутся между добром и злом в земной юдоли скорби и слез, надеясь, что их благие поступки будут однажды вознаграждены вечным блаженством; а дьявол по-прежнему ловит души несмирившихся грешников и обрекает их на вечные муки в пламени Ада.

Многие восстают против подобной мировоззренческой модели, претендующей на то, чтобы найти оправдание тайне человеческой жизни. Еще в свои молодые годы Мирра решительно отвергла эту модель. «Когда мне было двадцать пять или примерно столько, я знала только Бога религий; такого Бога, каким его сделали люди. И я не принимала его! Совершенно не принимала!» (Впоследствии, как мы уже знаем, через «Космическое обозрение» она познакомится с учением об имманентном Боге, о Божественном Присутствии в сердце человека.) Бога, который поместил маленькое, беспомощное и невежественное существо в мир, подобный нашему, она находила просто чудовищем, а мир, сотворенный им, – Адом. Вот самая простая и естественная реакция человека на старую мировоззренческую модель (вопреки всем доводам теологов). «Если [такой] Бог существует, он самый настоящий злодей! Он жалкий негодяй, и я не хочу такого Бога» – вот ее мысли того периода. «Знаешь, идея Бога, который безмятежно восседает на небесах, сотворяет мир и наслаждается его созерцанием: «О, этот мир вышел на славу!»… «Нет, – говорила я себе, – я не хочу иметь ничего общего с этим чудовищем» 6 .

Всю свою жизнь Мать испытывала чувство дискомфорта, когда она произносила слово «Бог». «Мне не нравится слово «Бог», потому что религии подразумевают под этим именем то всесильное существо, которое отделило свое творение от себя и стало в стороне от него. И в силу этого такой Бог есть Истина». Она находила это слово «опасным и вводящим в заблуждение»; это слово ассоциировалось у нее с земным Тираном. Поэтому она, так же как и Шри Ауробиндо, обычно называла Высочайшее Существо словом «Божественное» (the Divine) вместо слова «Бог». Или же они использовали для этой цели безличный оборот и просто говорили: «То» или «Господь» (Lord), или «Всевышний» (The Supreme) – «ведь какое-то слово человек должен использовать», иначе ничего невозможно сказать.

«Брахман – говорит Веданта – существует в самом себе, в проявлении и за пределами своего проявления. Три его наивысших атрибута: Сат = Существование, Чит = Сознание и Ананда = Блаженство – в своем триединстве есть Сат-Чит-Ананда (это санскритское слово есть одно из имен Брахмана). Эти три атрибута абсолютны и безграничны; ограничения могут быть навязаны им лишь извне, но в действительности это невозможно, так как вне Брахмана ничего не существует. «Мы не можем предположить, что единая Сущность может быть зависима от чего-то «внешнего» по отношению к ней, от того, что отлично от нее самой, ибо нет ничего, что не являлось бы этой Сущностью» 7 . Это также означает, что такой вещи, как «Ничто», не существует, ибо все, что есть, есть «То»; если бы Ничто и существовало, оно должно было бы быть Тем, а следовательно, уже не могло бы быть Ничем.

Абсолютное Сознание есть также абсолютная сила, Всемогущество; это то, что наше человеческое воображение не в силах охватить, потому что в человеке сознание отделено от силы реализации. Только благодаря своему Всемогуществу безграничный Брахман способен ограничить самого себя в формах, в которых он также может открыть себя своему собственному видению. «Его Самоограничение является высочайшим актом Всемогущества». Именно так начинается великая Игра проявления, Игра Ананды (Блаженства). Эта Игра называется на санскрите Лилой. «Трансцендентное Божество играет в свою материальную Игру, играет в Самом Себе, с Самим Собой и посредством Самого Себя».

Это саморазвертывание, это самопроявление так же бесконечно, как и сам Брахман. Когда мы говорим, исходя из терминологии, пришедшей к нам из халдейской традиции, о «Творении», мы всегда имеем в виду «Творца», который создал все вещи из Ничего, что всегда рассматривалось как доказательство Его Всемогущества. Но такой вещи, как «Ничто» не существует. И «Ничто» не может быть источником существования, источником миров и всего того, что их наполняет. Единственный источник есть «То», Брахман, который является Всем. «Бесконечное не творит, оно проявляет то, что уже присутствует в Нем Самом» (Шри Ауробиндо). Действие Всемогущества в вечности и в каждом мгновении есть лишь факт того, что Брахман для того, чтобы проявить свою природу, конкретизирует Самого Себя посредством Собственного Самоограничения. Бесконечное, словно обуславливая Самого Себя, предстает конечным (на самом деле оставаясь бесконечным). И наоборот – все конечные вещи по сути своей бесконечны, иначе они вообще не могли бы существовать. «Все конечное по своей духовной сути является Бесконечным», – говорит Шри Ауробиндо.

Вследствие этого в Проявлении также нет ничего, кроме Брахмана. И это означает, что на всех планах Проявления, во всех мирах нет ничего, кроме Ананды. В проявлении Брахмана, говоря языком логики, присутствие страданий, нужды, страха или любых других ощущений неполноты невозможно, и сама смерть может быть лишь исполненной смысла и радости метаморфозой. Среди планов проявления есть материальный, витальный, ментальный и супраментальный миры, а также миры, населенные существами, которые выражают высшие атрибуты Брахмана, – вплоть до той невидимой для нас пограничной линии, где самые прекрасные и утонченные материальные формы растворяются в имматериальном, абсолютном, самосущем бытии Божественного, где есть только Он, «Единый, Абсолютный, Совершенный».

Он Сам – Господь-Творец, и Он – Творенье,

Он – виденье, и Он же Сам – провидец;

Он Сам – актер, и Сам же – представленье,

Он – познающий и предмет познанья,

Он Сам – мечтатель, и Он Сам – мечта 8 .

Спускаясь на землю из этого царства высоких абстракций[6] с множеством заглавных букв, мы не можем не задать простой, но существенный вопрос: «Если все есть Брахман, то наш мир также должен быть Брахманом? Почему же тогда мир этот полон страданий, ужаса и смерти?»

Веданта отвечает на этот вопрос следующим образом: так как бесконечность Брахмана есть бесконечная сумма Его возможностей, то Его самоотрицание должно быть одной из этих возможностей. Для Абсолютного Сознания, которое обладает Всемогуществом, «видеть» возможность означает реализовывать ее. Поэтому Брахман в одном из своих проявлений погружает себя в собственные противоположности, в результате чего Бытие становится Инерцией, Свет превращается в Ночь, Сознание переходит в Неведение, а Блаженство – в слепое бесчувствие.

Но, подобно любому его проявлению, все это также является его Игрой, посредством которой Брахман скрывает самого себя от своего собственного взора, чтобы заново открыть самого Себя и, погружаясь в Ночь, вновь испытать экстатический восторг величайшего Рассвета. Ибо – вспомним – Все есть только Брахман, и нет ничего кроме Него, поэтому даже Его крайнее самоотрицание не может существовать вне Его.

Это «Самообретение заново», в свою очередь, является тем процессом, который мы называем «эволюцией». В Ночи также присутствует Свет, не замечаемый нами. В каждом атоме, в каждой молекуле, обретающей форму в ходе эволюционного процесса, в каждой элементарной частице присутствует Божество во всей полноте своих бесконечных сил. Божество развивается в своих творениях; постепенно Оно все полнее обнаруживает самого себя перед своим собственным восприятием, и это длится до тех пор, пока оно не становится объективно тем, чем субъективно оно было всегда, и не обретает опыт чистой Божественной Любви, который является центром всей этой Игры.

Все мы являемся постепенно развивающимся Божеством. «Брахман, сэр, есть имя, которое индийская философия еще на заре времен дала Единой Реальности, вечной и бесконечной, которая есть Дух, «Я» (Self), Божественное, – все… и более чем все… Фактически, сэр, вы есть Брахман» 9 , – так с юмором, полным смысла, пишет Шри Ауробиндо Ниродбарану. Божество присутствует в каждой части материального, витального и ментального тел. Его особое присутствие, всецело проявленное, мы можем почувствовать в нашем сердце, за которым пребывает наша душа. То, что мы называем душой, есть чистое «То». В источнике, где Дух погрузился во Время, фактически мы сами, души, вечно сущие в «Том», решились на это великое странствие, поскольку, должно быть, понимали, что не останемся внакладе.

Эволюция – это процесс роста, в том числе и в нас, материализованного Божества к своей проявленной абсолютности. Наш мир – самораскрывающееся чудо, но это самораскрытие требует времени; кроме того, перерождаясь на земле, мы каждый раз летим вниз головой и ударяемся ею с такой силой, говорила Мать, что забываем, откуда пришли. «Мы – Божество, забывшее себя». Человечество также забыло, откуда оно появилось, то есть из лона Матери-Земли, но сейчас оно вновь осознало эту истину, хотя все еще не осознает, куда оно движется. Оно также не понимает, что если до его появления было сделано такое множество эволюционных шагов, то и после него, то есть после появления человечества, эволюция не остановит своего движения, и что немало еще эволюционных сюрпризов ждет нас и нашу Землю в будущем. И действительно, читая утреннюю газету или рассматривая себя в зеркале, можем ли мы хоть на миг предположить, что человечество достигло своего совершенства, а сам человек являет собой венец творения?

Но здесь мы больше не следуем Веданте, по крайней мере, тем из индийских мудрецов, которые, подобно каждому из нас, находили жизнь на земле столь беспорядочной и бессмысленной, что, объявив ее дурным сном, химерой и иллюзией, советовали как можно скорее избавиться от нее. Эти мудрецы даже не осознавали, что они лишают твердого основания если и не самого Брахмана, то, по крайней мере, свои логические построения. Неужели в этом Всеведущем, Всемогущем, Всеблаженном Брахмане мог появиться какой-либо мир – например, этот вращающийся голубой шарик с ничтожными человеческими существами, – настолько бессмысленный и никчемный, что из него следовало бы лишь бежать без оглядки? А может, Всеведущий совершил ошибку? Может, Всемогущий не так уж всемогущ? Или Всеблаженный находит наслаждение в ничтожных жизнях полусознательных тварей?

И тем не менее, многие вероучения на Западе и на Востоке по существу согласны с такой интерпретацией Веданты. Каким-то образом, говорят они, где-то когда-то вкралась ошибка (возможно, это было магическое вмешательство Черного Демиурга?), поэтому Земля – лишь неизбежное зло, и так как мы, к несчастью, родились на ней, то нам ничего не остается, как попытаться вымолить себе будущее блаженство в загробном мире. Или же раз и навсегда освободиться от кошмара земной жизни в Нирване. Некоторые утверждают, что после одной этой абсурдно короткой жизни мы навсегда избавимся от наших мук; другие – что мы должны приходить сюда снова и снова сотни, а может быть и тысячи раз. Словом, какой бы ни была их исходная истина, для многих религий решение остается одним и тем же, бегством от жизни.

Но Шри Ауробиндо видит вещи иначе. Он не уклоняется от основных логических выводов Веданты. Если Абсолютное Бытие-Сознание-Блаженство есть сущность всего существования, тогда эволюция также должна неизбежно содержать в себе эти три атрибута и рано или поздно проявить их. Кроме того, такое обещание, согласно всем великим оккультным традициям, дано человечеству – обещание установить Царство Бога на Земле.

«Эволюция не закончена: разум – не последнее слово Природы, а разумное животное – не высшее ее творение. Как некогда из животного проявился человек, так из человека постепенно проявляется сверхчеловек» 10 , – пишет Шри Ауробиндо в одном из своих афоризмов. Первые страницы «Жизни Божественной» посвящены именно этой проблеме: «Животное – это живая лаборатория, в которой Природа, можно сказать, «разработала» человека. В свою очередь, сам человек может стать живой, мыслящей лабораторией, в которой Природа при сознательном сотрудничестве самого человека создаст сверхчеловеческое существо, Бога» 11 . Для него этот процесс не только возможен, но и неизбежен, ибо он, если рассматривать его в правильной перспективе, является самой сущностью эволюции. «Супраментальное преображение предустановлено и неизбежно в эволюции земного сознания, ибо его восхождение не закончено, и разум – не последняя вершина, которую ему суждено покорить» 12 .

«Слово «эволюция» в самой своей глубинной сути, в своей основополагающей идее заключает необходимость предшествующей инволюции» 13 , – писал Шри Ауробиндо. «Ибо ничто не может развиться из материи, если оно, как в семени, уже не содержится в ней» 14 . «Эволюция жизни в материи предполагает ее предшествующую инволюцию. Разумеется, если мы не рассматриваем творение как нечто магическое, необъяснимым образом возникшее в Природе» 15 . «Невозможно предложить вразумительного объяснения эволюции сознания и знания, если не допустить, что в скрытом виде сознание изначально уже присутствует в вещах и сам эволюционный процесс есть не что иное, как постепенное «развертывание» его скрытых потенциальных возможностей» 16 . Иными словами, то, что не содержится в эволюционном материале, не может возникнуть из него, и если что-то возникает из этого материала, значит, с самого начала оно должно было содержаться в нем, как в определенном эволюционном базисе.

Процесс творения, модель нашего эволюционирующего мира, можно образно представить себе в виде лестницы миров, проявленных Божеством, с тем чтобы сначала низойти в это проявление с самого высшего уровня сознания до самого низшего, до полного несознания и после этого, воплощаясь во все более развитых эволюционных формах, взойти обратно к своему абсолютному совершенству. Сейчас мы наблюдаем это восхождение Божества к самому себе и можем предположить, что в человеке оно прошло лишь половину предназначенного пути.

Низшие ступени этой лестницы достаточно ясно различимы для каждого, кто свободен от влияния догматического материализма. Самая первая ступень – это материя (минералы), следующая ступень – жизнь (растения, низшие животные), затем идет уровень или ступень ментального сознания (высшие животные и человек). Каждый из восходящих уровней поднимается из нижестоящих уровней и содержит в себе все их сущностные элементы. Замечательный мыслитель Е. Ф. Шумахер, автор книги «Прекрасное в малом», в беседе с Фритьофом Капрой следующим образом объяснил эту эволюционную иерархичность. «Шумахер, – пишет Ф. Капра, – выразил свою веру в фундаментальный иерархический порядок, содержащий в себе четыре типа элементов – минерал, растение, животное и человек, а также четыре формы, которые их характеризуют, – материя, жизнь, сознание и самосознание, проявленные таким образом, что каждый уровень обладает не только своим собственным, присущим только ему свойством, но и свойствами всех низших уровней. Конечно, здесь речь идет о древней идее Непрерывной Цепи Бытия, которую Шумахер заново представил в терминах современного знания. Как бы то ни было, он утверждал, что эти четыре элемента представляют собой вечную мистерию мироздания, которую нельзя объяснить, и что различие между ними представляет собой фундаментальные качественные скачки в вертикальном измерении, или, как он выразился, «онтологические разрывы». «Именно поэтому естественная наука не способна совершить качественного скачка в своей философии», – повторяет он. «Она не имеет дела с целым; она имеет дело только с низшим уровнем – уровнем материи» 17 . («Непривычная Мудрость»)

Слова Шумахера замечательны, ибо он сумел преодолеть ограниченность базовых постулатов научного редукционизма и увидеть реальность непредвзятым взглядом. Законы науки представляют собой в целом законы материального уровня существования. Они охватывают лишь внешний пласт Глобального Бытия и поэтому неизбежно остаются неполными и ограниченными. И это будет продолжаться до тех пор, пока наука не выйдет из того порочного круга, который основывается на изначальной убежденности, что все есть Материя и что кроме Материи ничего не существует.

Над этими уже упомянутыми уровнями существуют другие уровни; они также вполне доступны нашему опыту, несмотря на то, что они не столь конкретны для восприятия. Это уровни нашего высшего вдохновения и интуиции. Над ними простирается мир великих существ, которых мы называем богами, ангелами или существами Света. Знакомясь с различными культурами и творениями, которые дошли до нас через века, а также учитывая ту роль, которую религия всегда играла в мире, было бы просто абсурдом отрицать существование уровней, превосходящих наше обычное ментальное сознание. Несомненно, все откуда-то приходит! Есть ли в мире хотя бы одно научное открытие, которое не являлось бы результатом высшего вдохновения? Есть ли хоть одно великое изобретение, которому бы не предшествовала вспышка внезапного озарения, внутреннего видения?

Согласно Шри Ауробиндо, все эти уже упомянутые уровни принадлежат к низшей части эволюционной лестницы или к низшей полусфере Глобального Бытия. («Глобальное Бытие» – это более подходящий для наших целей термин, чем «Цепь Бытия» или «Лестница Бытия», потому что термины «Цепь» и «Лестница» предполагают линейный способ мышления). Часть высшей полусферы – это миры атрибутов Божественного или миры Сат-Чит-Ананды (Бытия-Сознания-Блаженства); эти миры являют собой, как считают провидцы, высшие качества существования. Когда человек размышляет о Зевсе и о его олимпийских чертогах, или о пантеоне индийских Богов, или о Яхве с его воинством ангелов, становится очевидным, что Брахман с его атрибутами должен быть гораздо более высоким, более глубоким и более всеохватывающим. Миры богов – это проявленные миры, в то время как Брахман сам есть источник проявления, находящийся за пределами всех форм и имен.

Духовный опыт показывает, что между мирами Сат-Чит-Ананды (или мирами божественных атрибутов) и мирами богов существует граница, рубеж, который древнеиндийские писания называют «золотой преградой». Именно об этой преграде говорит халдейская традиция, а также и все религии, основанные на ней; они говорят об этой преграде как о непреодолимой пропасти, разрыве между Богом и его Творением. Эта «золотая преграда» является вратами, через которые человеку в его нынешнем состоянии не позволено пройти; Веды говорят, что тот, кто проходит через «врата Солнца», не может вернуться обратно.

Шри Ауробиндо и Мать прошли через них и возвратились назад; они были первыми существами, которым суждено было предпринять это рискованное путешествие. Они исследовали Божественный, Солнечный Мир, находящийся между наивысшими уровнями Сат-Чит-Ананды и различными уровнями нашего мира, из которых мы состоим. Они обнаружили, что низшая полусфера существования порождена высшей полусферой и поддерживается ею. Некоторые провидцы, среди них и ведические риши, имели видение этого Солнечного Мира, но для них тогда еще не пришло время сделать этот солнечный мир новой ступенью восходящей эволюции. Шри Ауробиндо, говоря об этом солнечном мире, использует нейтральный термин; он называет его «Супраментальное» (The Supramental) или «Сверхразум» (Supermind), потому что он находится гораздо выше ментального сознания, даже его наивысших регионов.

Супраментальное, само по себе, это сияющая призма миров, Сущностный Принцип Единства, совершенно невообразимый для нашего типа сознания. В нашем мире все разделено, разделено на «я», «ты», «он», «она» и т. д., и это разделение простирается по всей эволюционной шкале: от космического уровня до человеческого и молекулярного. Мы сталкиваемся с себе подобными и с внешними вещами, но мы ни в чем не уверены. Мы не знаем, что стоит за взглядом собаки, или нашего ребенка, или самого близкого нам человека. Великий западный философ даже сказал, что все вещи существуют сами в себе и что невозможно ничего знать, кроме себя самого. В Супраментале все наоборот. Все сознательно и все постоянно присутствует в каждой вещи в один и тот же момент. Там жизнь – ничем не омраченное Блаженство (божественная Ананда). «Там Свет един с Силой, вибрации Знания неразделимы с ритмом Воли, и всякое действие без усилий, поисков и заблуждений достигает совершенного результата» 18 . Супраментальное не только «обладает знанием Единого, но и способно проявить Его скрытую множественность. Проявляя это Множественное, оно, однако, не теряет себя в ее бесконечных различиях» 19 .

Супраментальное, являясь прямым проявлением Божественного и обладая присущим Божественному единством, пребывает везде и всюду, в каждой вещи. Оно есть даже здесь, в этой книге, в бумаге, на которой отпечатаны эти слова, и в радужной оболочке глаз, которые видят их; оно есть в ледяной массе комет, вращающихся за орбитой Плутона и в пылающем ядре квазаров. Без Супраментального вообще ничто не могло бы существовать. Мы должны помнить, что Бог есть не только нечто «высочайшее», но и глубочайшее и сокровеннейшее. И именно изнутри, из этой сокровенной глубины, благодаря своему супраментальному творчеству он поддерживает наш помраченный мир. Но, в самом деле, почему наш мир оказался «помраченным»? Почему нам приходится жить в этом смятенном мире разобщенности и неведения? Потому что золотые лучи Сознания-Единства, проникая через рассеивающий покров или «золотую преграду» между двумя полусферами, тускнеют и превращаются в то, что мы называем ментальным сознанием или умом. Ум является инструментом знания, способным видеть вещи только под определенным углом зрения; он не может, как Супраментальное Сознание-Единство, охватить все точки зрения одновременно, поэтому его восприятию доступны только отдельные аспекты, разрозненные фрагменты Единой Реальности. Вот почему Шри Ауробиндо называет человека «ментальным существом», поднявшимся до половины восходящей эволюционной лестницы мироздания и находящимся где-то посередине между темной бездной Несознания и сияющими вершинами всесознающего, всезрящего и всемогущего Бытия.

Эволюция в действительности означает постепенное воссоздание в Материи супракосмической лестницы или «столпа», или башни миров до тех пор, пока Проявление не станет полностью сознательным воплощением породившего его Творца. Матери-Природе (аспект Великой Матери) для этой работы требуется почти бесконечное время (особенно если измерять протяженность Ее труда нашими краткими жизнями)… С какой изумительной изобретательностью она создавала неисчислимые вариации своих творений еще миллионы лет тому назад… И ее творения до сих пор наполняют этот мир; до сих пор они куда-то бегут, куда-то плывут, куда-то летят на своих земных крыльях…

Новая ступень лестницы, как мы видим, создана из уже существующих материалов, которые возникли на предшествующих этапах эволюции, – человек также несет в себе всю полноту эволюционного прошлого плюс нечто большее: то, что благодаря инволюции ждет его в будущем. Когда одна ступень, или один вид материальной эволюции, достигает своего верхнего предела и его полнота не находит выхода, тогда эволюционный импульс к дальнейшему развитию действует как призыв сделать следующий шаг к новой реализации в направлении нового, более высокого вида.

«Инволюция – это другое слово для обозначения всей лестницы проявленных, но для нас невидимых миров; потому что существуют также неэволюционирующие, «типические» миры, в которых существа не изменяются и не эволюционируют, так как они полностью удовлетворены своим способом бытия и своим типом; их самодостаточность является выражением фундаментальной вездесущей Ананды или Блаженства. В этих мирах отражена вся иерархия уровней сознания от высочайшей Ананды до самых низших витальных уровней. Каждый шаг эволюции является материальной реализацией одного из «слоев», или ступеней, этого «столпа» типических миров (т. е. мира со своими законами и существами). Эта реализация есть «отклик» типического мира на импульс, исходящий из нашего мира материальной эволюции, импульс, обусловленный стремлением скрытой эволюционной силы, закрепощенной достигнутым устойчивым эволюционным уровнем, высвободить свои более высокие потенциальные возможности. Благодаря взаимодействию этих двух сил – эволюционного импульса снизу и отклика сверху – в материальном проявлении возникают новые, более высокие виды. Это уже происходило несколько раз, когда вслед за низшими и более высокими формами жизни, сумевшими реализоваться на планете Земля, последовали все более и более ментализированные животные и, далее, полностью развитое типичное ментальное существо – человек.

Из этого следует, что где-то в типических мирах ментальный мир, принадлежащий ментальным существам, подобным человеку, должен был существовать еще за целые эоны до того, как он материально воплотился на Земле. Человек принадлежит не только Земле; по своей сути человек – существо космическое, но он имеет особое проявление на Земле» 20 . А вот слова Шри Ауробиндо: «Человек выражает в условиях земного мира, где он обитает, ментальную силу универсального бытия» 21 . И он пишет ученику: «Вы говорите об эволюции так, словно она была единственным творением; Творение или Проявление чрезвычайно обширно и содержит множество планов и миров, которые существовали до эволюции, совершенно различных по типу и характеру и населенных различными существами» 22 .

И если мы будем видеть вещи именно так, то Божественное Проявление, включающее в себя земную эволюцию, больше не будет казаться нам сценой, на которой воплощены деспотические фантазии Бога. Всемогущее Божество ограничило самого себя в своем творении посредством законов, которыми оно обусловило его и которые поддерживают структуру этого творения; именно поэтому эволюция должна следовать определенным процессам. Один из этих законов заключается в том, что необходимо нисхождение высших универсальных уровней сознания в восходящую материальную ступень эволюции в ответ на эволюционный импульс, когда предшествующий, низший уровень достиг своего предела. Другой необходимый процесс – это вмешательство самого Божественного в свое эволюционирующее творение, для того чтобы сделать возможным появление новой эволюционной стадии. Для этой цели Божественное воплощается на земле как Аватар.

Согласно Шри Ауробиндо и Матери, ныне существующий человеческий вид – после долгих периодов развития, из которых лишь самые недавние известны нам и которые мы называем историей, – в настоящее время достиг своего эволюционного «потолка». Им дано было видение нового эволюционного превращения, этого эволюционного квантового перехода, поскольку они должны были реализовать его в самих себе. Час исполнения Божественного обещания, данного у самих истоков человечества, – установления Царства Божьего на Земле уже пробил, говорят они. Человеческое существо внутренне преобразуется в новое, более высокое Божественное Существо, которое все еще не имеет имени, хотя мы и называем его иногда «сверхчеловеком». Из ментального существа, знает ли оно об этом или нет, сознательно ли оно желает этого или бессознательно, уже СЕЙЧАС развивается супраментальное существо. Первопроходцы на этом пути уже сформировали архетип нового вида в самих себе и подготовили Землю к его приходу. Не погружение во мрак и не мировая катастрофа, но возведение Царства Божьего на Земле, Земле объединенного Человечества, – таким предстает нам будущее на пороге нового тысячелетия.

Все это не означает, однако, что сейчас или когда-либо в прошлом человеческий мир на земле можно было бы считать завидным местом. Где-то действительно что-то произошло, что сделало нашу планету весьма малопривлекательной. Одни традиции говорят о моральном падении человека, другие – о каком-то космическом инциденте… Давайте завершим эти краткие вводные замечания, касающиеся видения Шри Ауробиндо, историей, которую с некоторыми вариациями не раз рассказывала Мать. Эта история пришла к нам из древней оккультной традиции, и она содержит в себе глубокий смысл. Несмотря на свою символическую форму, она и в самом деле является подлинной историей.

Когда Всевышний решил проявить себя во внешних формах для того, чтобы в этих формах созерцать себя, он сначала создал внутри себя Знание и Силу Проявления. Эта Знание-Сила, или Сознание-Сила, есть Великая Мать. (Всякое могущество и всякая сила – это вибрация, всякая вибрация – это сознание, всякое сознание – это индивидуализированное существо; исключений здесь не бывает). Всевышний повелел, чтобы Радость и Свобода легли в основу Его Проявления, ибо без этих двух качеств божественное выражение Ананды невозможно, и Мать, Великая Созидательница, конечно же, исполнила Его волю.

После того как был заложен фундамент божественной Радости и Свободы, Мать создала четыре Существа. Из них должно было развиться все, чему надлежало быть облеченным в форму. Эти четыре сущности были воплощениями Божественных Атрибутов, изначальными первоисточниками и столпами Творения. Первое существо было Сознанием, которое есть Свет; второе было Жизнью; третье – Блаженством, которое есть Любовь; четвертое – Истиной. Это были величайшие и невероятно могущественные существа, ибо каждое из них воплощало в себе один из Атрибутов Божественного. Они были почти полным Его подобием. И они обладали полной свободой наслаждаться своей божественной сутью. Но случилось так, что эти первые четыре существа, почти уподобившиеся Богу, были настолько очарованы своей свободой и блаженством, что в какой-то момент вообразили, что они равны Богу и что они сами и есть Всевышний.

Как мы уже знаем, Высочайшее, или Всевышний, является также Единым, в котором нет места разобщенности. Но в силу того, что каждое из этих четырех существ вообразило себя Всевышним, во всем Творении появилась иллюзия разобщенности. В своем сознании эти четыре сущности отделились друг от друга и от своего первоистока. В конечном итоге они стали полной противоположностью тому, чем были изначально. Существо Сознания и Света стало Владыкой Тьмы, Существо Блаженства и Любви стало Владыкой Страданий, Существо Истины стало Владыкой Лжи, Существо Жизни – Владыкой Смерти. Вот символическое описание того, что произошло с миром и почему он стал таким, каков он есть сейчас.

Когда Великая Мать увидела, какое разрушение было совершено ее детьми, она обратилась к Высочайшему, прося у Него средств, благодаря которым можно было бы исправить случившееся.

Тогда Он повелел ей излить ее Сознание Света во Тьму Несознания, ее Истину – в эту Ложь, ее Любовь – в это Страдание. И Великая Мать сделала это даже с еще большей интенсивностью, чем тогда, когда она творила эти четыре Существа. Она погрузилась в ужас Ночи Несознания и снова пробудила в ней Сознание, Любовь и Истину, чтобы развернуть движение Вселенной в направлении утерянного Источника неиссякаемого Блаженства. Медленную реализацию этого спасительного возвращения-избавления мы и называем эволюцией.

Сейчас мы достигли точки, где эволюция стоит на пороге супраментального божественного мира. Реализация этого божественного мира не произойдет в мгновение ока, но основа этой реализации уже заложена на Земле; грядут великие преобразования и неотвратимые перемены, которые будут продолжаться до тех пор, пока Высочайшее снова не станет всецело самим собой. И тогда неведение, смерть, страдание и ложь исчезнут без следа, поскольку эти Четверо вновь будут воссоединены в своем первоистоке.

Источник:

velib.com

Шри Ауробиндо, , Мать (Мирра Альфасса), Путь самосовершенствования в городе Курск

В этом каталоге вы всегда сможете найти Шри Ауробиндо, , Мать (Мирра Альфасса), Путь самосовершенствования по разумной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть другие предложения в группе товаров Эзотерика. Ознакомиться с параметрами, ценами и рецензиями товара. Транспортировка производится в любой населённый пункт РФ, например: Курск, Саратов, Липецк.