Книжный каталог

Евреи в эпоху эллинизма

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Элиас Йосеф (Илья Иосифович) Бикерман родился 1 июля 1897 г. в Кишиневе. Его отец - журналист и общественный деятель Иосиф Менахемович Бикерман. Через некоторое время семья переехала в Санкт-Петербург, где Элиас Бикерман получил основательное классическое образование и изучил основы иврита. Свое образование Бикерман продолжил на историческом факультете университета, где его учителем был известный русский историк Михаил Иванович Ростовцев. Основная область научных интересов Бикермана - еврейская история эллинистического периода. В 1988 г., уже после смерти ученого, вышла в свет книга "Евреи в эпоху эллинизма" (The Jews in the Greek Age), подводящая итог многолетним исследованиям автора в области еврейской истории. Многие вопросы, поднятые Элиасом Бикерманом, до сих пор обсуждаются в научном мире, а его концепции, -например, относительно роли эллинизированных евреев в гонениях на иудейскую религию при Антиохе или влияния греческою мировоззрения на ортодоксальные слои еврейства в период Второго храма, - не перестают быть актуальными.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Бикерман Э. Евреи в эпоху эллинизма Бикерман Э. Евреи в эпоху эллинизма 495 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Элиас Дж. Бикерман Евреи в эпоху эллинизма Элиас Дж. Бикерман Евреи в эпоху эллинизма 591 р. ozon.ru В магазин >>
Кузьмин Ю. Аристократия Берои в эпоху эллинизма Кузьмин Ю. Аристократия Берои в эпоху эллинизма 264 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Фаддей Францевич Зелинский Древнегреческая религия. Религия эллинизма Фаддей Францевич Зелинский Древнегреческая религия. Религия эллинизма 389 р. litres.ru В магазин >>
Гафни И. Евреи Вавилонии в талмудическую эпоху Гафни И. Евреи Вавилонии в талмудическую эпоху 396 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Еврейские праздники в почтовых открытках Еврейские праздники в почтовых открытках 2459 р. ozon.ru В магазин >>
Юрий Кузьмин Аристократия Берои в эпоху эллинизма Юрий Кузьмин Аристократия Берои в эпоху эллинизма 249 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Книга Евреи в эпоху эллинизма автора Бикерман Илья Иосифович - Скачать бесплатно, читать онлайн

Книга "Евреи в эпоху эллинизма" автора Бикерман Илья Иосифович - Скачать бесплатно, читать онлайн

  • Currently 0.00/5

Элиас Дж. Бикерман (1897–1981) – выдающийся специалист по истории античности, выходец из России (настоящее имя – Илья Иосифович Бикерман), ученик академика М. И. Ростовцева. После эмиграции работал в Германии, во Франции, а во время войны перебрался в США. На русский язык и ранее переводились некоторые его работы – капитальное и всемирно признанное лучшим пособие «Хронология древнего мира» (М., 1976) и монография «Государство Селевкидов» (М., 1985).

Посмертно изданная монография «Евреи в эпоху эллинизма» («The Jews in the Greek Age». Cambridge (Mass.); L., 1988) посвящена истории евреев и их взаимодействия с греческим миром в эпоху от Александра Македонского до Маккавеев.

До и после Александра Македонского

Александр и Иерусалим

Александр и Самария

Греки открывают евреев

Евреи обнаруживают греков

Иерусалим и Иудея

Палестина во времена Птолемеев

Рассеяние при Птолемеях

Конец южного царства

Постоянство и перемены

Священники и левиты

Книжники и мудрецы

Диаспора. Новые ценности

Старое и новое в религии

Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться

Источник:

www.rulit.me

Эллинистический иудаизм - История религий

Эллинистический иудаизм

Еллистичний период в истории иудаизма охватывает время от завоевания Иудеи Александром Македонским в 332 г. до н. и к выселению евреев из Иерусалима римлянами в 135 г. н. э Итак, название этого периода условная, поскольку в то время было не только эллинистическое господства в Иудее, но и римское. Это название оправдано разве что тем, что греки имели чем повлиять на древнюю религию, а римляне - нет, они сами питались эллинистической религиозным наследием.

С 301 г. до н. Палестина находилась под властью египетских Птолемеев, а с 200 г. до н. - Сирийских Селевкидов. В этот период Иудея была обычной рабовладельческим государством. Население занималось земледелием. Развивалось ремесленничество и торговля. В обществе существовала имущественное и социальное неравенство. Основная масса населения - земледельцы и ремесленники - чувствовали гнет как своей национальной верхушки, состоящей из крупных землевладельцев, торговцев и ростовщиков, чиновничества и жречества, так и иностранных захватчиков. Социальное угнетение дополнялось национальным.

Духовное развитие общества происходил, главным образом, в области религии. А это достаточно консервативная отрасль. Изменения здесь происходили незначительные, царил догматизм. Как уже было сказано, составление основных документов Священного Писания было завершено, свиток Торы сохранялся в Иерусалимском храме. Но книги Священного Писания переписывались и нередко дописывались, пидправлялися. Эти книги были написаны на иврите и арамейском языке. Но со временем все больше распространялась греческий язык, и евреи, жившие за пределами Палестины, например, в египетском городе Александрии, уже забыли иврит и пользовались греческим языком.

По инициативе Птолемея II Филадельфа (правил в 285-246 гг. До н.э.) Библия была переведена на греческий язык. По легенде, 72 еврейских мудрецы, приглашенных Птолемеем, в течение 70 дней работали над переводом, каждый в отдельности, не общаясь друг с другом. Когда они закончили работу и сравнили сделанные переводы, то оказалось, что они совпадают слово в слово. Это было чудо. Оно подтвердило божественность переведенного произведения. Так оно или не так, а Библия, переведенная на греческий язык, стала достоянием цивилизованного мира того времени.

Сделан перевод получил название Септуагинта, то есть Перевод Семидесяти. В него вошли произведения, и в настоящее время составляют канон иудейской Библии.

Септуагинта была нужна древнем мировые тех времен, она расширяла его культурный горизонт. Была она нужна и древнем еврейству. И это не только потому, что евреи диаспоры потеряли знания иврита. Дело в том, что иудейский мировоззрение не отвечал мировоззрения эллинистическом. Евреи заботились прежде всего о величии и вдосконаленисть духа, их идеалом было служение Богу и точно выполнять требования Торы. Идеалом греков была физическая красота и гармония, они больше, чем евреи, жили материальным миром. Духовный мир греков был в большей власти ума, чем сердца. Предъявление античному миру Септуагинты еврейский мировоззрение заявлял свои претензии на участие в мировом прогрессе цивилизации.

Современный разделение Библии на разделы установлен в начале XIII в. кардиналом Лэнгтон (Англия), на стихи - в 60-е годы XVI в. издателем Этьеном Робертом (Франция). Иудаизм воспринял это совершенствование.

Птолемеи и Селевкидов в и II-II вв. до н.э. выселили значительную часть евреев в Египет, Сирию, Армении. Происходила миграция евреев и в другие страны. В I в. до н.э. населения Иудеи составил всего около 400 тыс. человек, тогда как за ее пределами проживало уже более 4 млн евреев.

Усиление социального и национального гнета всегда питало в Иудее внутреннее напряжение. Особенно усилилось подавление евреев Иудеи за сирийского царя Антиоха VI (175-163 гг. До н.э.), который даже запретил иудейскую религию. Реакцией на такую политику было восстание Маккавеев, названное так, потому возглавил священник Мататия из рода Хасмонеев, что взял себе имя Маккавей (маккавет - молот), которое перешло к пяти его сыновей, участвовавших в восстании. Особенно отличился третий сын Иуда Маккавей (ум. 161 г. до н. Э). Он возглавил восстание в 167 г. до н., Разбил армию Селевкидов, значительно преобладала силами повстанцев, в 164 г. до н. взял Иерусалим, заново освятил Иерусалимский храм и восстановил его деятельность. В 142 г. до н., Независимость Иудеи была возобновлена.

Но в середине иудейского общества напряженность не спадала. Вспыхнули споры о Устное или неписаных Тору, она сложилась давно, как комментарии к Торе в связи с изменениями в условиях существования иудеев. Саддукеи в лице жрецов и священников храма настаивали на признании единственным авторитетом Торы и отрицании Устной традиции. Им возражали фарисеи, которые верили в святость Устной традиции, то есть пытались расширить границы иудейского вероучения. Они добились поддержки народа и получили власть синедрионом - органе управления храмом.

Появились в иудаизме и другие течения. Среди них очень влиятельной была секта ессеев, которые осуждали фарисеев, пропагандировали идеи социального равенства, аскетизма и тому подобное.

В I в. до н.э., как сообщают древние источники, евреи проникли уже во все города Римской империи и трудно было найти такое место на земле, где не было бы евреев, отмечал еврейский историк Иосиф Флавий (37 - ок. 100).

Около 100 г. до н. окончательно складывается канон священных книг иудаизма, зафиксированных Септуагинтой, изымаются и уничтожаются апокрифы, произведения, которые не вошли в канон, но которыми продолжали пользоваться некоторые общины верующих. Большинство из них была написана на греческом и арамейском языках.

Между тем государство Селевкидов переживает не лучшие времена и постепенно распадается. На смену греческого господства приходит римское, с 63 г. до н. в Иудее установлено римский протекторат, а в 5 г. н. она становится римской провинцией с прокураторським управлением.

Римское господство для Иудеи оказалось тяжелым: продолжалось выселение евреев из страны теперь уже в обширную Римскую империю.

Иудейская знать была втянута в политическую борьбу в Риме. Часть ее во главе с первосвященником Гирканом и его советником Антипатром поддерживали Цезаря. Победив, Цезарь сделал Антипатра прокуратором Иудеи. Впоследствии сын Антипатра Ирод становится царем Иудеи. Царствования Ирода было кровавым. Но он добился экономического расцвета Иудеи и отстроил, уже в греческом стиле, Иерусалимский храм.

После смерти Ирода Иудея вновь становится римской провинцией, которой управлял римский прокуратор. Еще больше ухудшается положение народа.

В народе распространяются месианистськи настроения и вместе с тем достаточно радикальные, выразителями которых стали зелоты (от греч. - Ревнители). Зелоты призвали к борьбе, даже вооруженной, с захватчиками, они были противниками фарисейских поисков компромисса с ними.

Усиливается религиозные поиски, появляются новые секты и новые пророки. Среди них - секта ессеев, которые ждали "конца света" и пропагандировали идеи равенства и демократизма. Со второй половины I в. н.э. как секта иудаизма начинает функционировать христианство, основанное Иисусом Христом. Впоследствии оно становится самостоятельной религией.

В такой ситуации вспыхивают народные восстания: Иудейская война 66-73 гг. И восстания Симона Бар-Кохбы 132-135 гг.

Римляне жестоко подавили восстание. Во время Иудейской войны сын императора Веспасиана Тит в 70 г.. Взял Иерусалим штурмом и разрушил Иерусалимский храм. Печальную историю этой борьбы евреев за существование рассказал римский историк Флавий в сочинении «Иудейская война». После расправы император Адриана с повстанцами Бар-Кохбы римская колония Элия Капитолина, построенная на месте Иерусалима, была полностью разрушена, затем на его месте Андрианом был построен языческий город с храмами в честь римских богов. Эпоха эллинистического иудаизма была завершена. Евреям под страхом смерти было запрещено жить в этом городе. Раз в год они могли собираться для плача у стены храма, был оставлен в руинах. Эта Стена плача сохраняется до сих пор.

Расправа Рима с иудеями стимулировала настроения антисемитизма в античном мире.

Источник:

studbooks.net

В эллинистический период

/ 9.Евреи в эллинистический период

9.Евреи в эллинистический период.

Начиная с ассирийского завоевания, евреи потеряли независимость, но сохранили очень сильные национальные традиции, черпая силы в союзе, который, по их верованиям, связывал их с Яхве. Они распадаются на две части, развивавшиеся различными путями: одна — евреи Иудеи, другая — евреи диаспоры

Иудея входила в состав Келесирии и как таковая дол гое время принадлежала Египту. После завоевания ее Антиохом II I она становится общиной, управлявшейся первосвященником и советом (синедрионом, или санхедрином), в руках которых находились огромные сокровища. Духовно иудеи были глубоко разобщены: одни, «верные» (хасидеи), оставались приверженцами сурового ригоризма и решительно отвергали все чужеродное; другие, в основном представители знати, эллинизировались и охотно отказались бы от применения некоторых положений Моисеева закона. Греческий язык распространился в Палестине, где элита по-гречески говорила так же хорошо, как и по-арамейски. Часто встречались греческие имена. «Реформированный иудаизм», легко забывший о Законе, нашел свое полное воплощение в первосвященнике, который на греческий лад называл себя Язоном. Он не колеблясь отправил в качестве пожертвования 300 драхм серебром на игры Геракла Тирского (Мелькарта) в Тире. Язон отменил конституцию и создал правительство, подобное полисному; он составил списки демоса (граждан), а также стремился создавать образовательные заведения по типу греческих и осмелился построить гимнасий у подножия "горы Сион (175 г. До н. э.).

Антиох II I предоставил евреям автономию, которой они пользовались при Птолемеях. Его менее терпимые преемники вызвали «националистическую реакцию», дошедшую до открытого восстания. Селевк IV послал в Иерусалим своего визиря Гелиодора, который, очевидно, позволил евреям подкупить себя. Легенда говорит, что ангелы выпороли его, помешав выполнить свою миссию. При Антиохе IV, решительном стороннике эллинизации, ситуация накалилась. По случаю постройки гимнасия в Иудее начинались беспорядки, и царь осквернил храм в Иерусалиме кровавой жертвой и установлением там статуи Зевса. Кроме того, он запретил обрезание и празднование субботы. После этого по призыву Иуды Маккавея началась «священная война». В 165 г. до н. э. он взял Иерусалим и очистил Храм.

Борьба продолжалась с переменным успехом, но всегда с одинаковым ожесточением. Евреи плели интриги, пользуясь династическими ссорами в Антиохии и поддержкой Рима. Первосвященник Симон заставил наконец признать себя этнархом (владыкой народа), согласившись быть вассалом царя. Его внук Аристобул, одно имя которого ярко свидетельствует о его эллинизации, восстановил Иудейское царство, провозгласив себя в 104 г.до н. э. царем и основав династию Хасмонеев, которая останется у власти до времен Ирода. Ни один из Селевкидов не смог после этого покорить Иудею. Таким образом, еврейский вопрос, который унаследуют римляне, в эллинистическую эпоху уже вполне сформировался.

Во II в. до н. э. появилось два религиозных течения,противоположных друг другу не только по своим ритуалам (в частности, у них разные даты праздника Пятидесятницы), но и по догматам. Саддукеи, набиравшие сторонников в основном из среды жреческой аристократии,исповедовали своего рода материализм, отрицая воскрешение мертвых и бессмертие души. Ценившие блага земной жизни, они охотно восприняли бы эллинизм. Фарисеи же желали следовать всем строгостям Моисеева закона, записанного на скрижалях, со всей тщательностью соблюдать ритуалы, комментировать священные тексты со страстью, не лишенной изворотливости. Под влиянием иранских верований они верили в ангелов и демонов, а также в конечное воскрешение избранных, что было ново для иудаизма. Несомненно, они заслужили лучшую оценку, нежели «гробы повапленные», как назвал их Христос, и, во всяком случае начиная с I в. до н. э., они оказали глубокое духовное влияние на народ.

Как реакция на официальный иудаизм саддукеев и фарисеев в I в. до н. э. появилась реформаторская сектаессеев, которые верили в Мессию, в Учителя праведности, создателя учения, немало позаимствовавшего у пифагорейства *. После страстей и смерти Учителя (около

65 г. до ?. э.) секта Нового союза, на некоторое время изгнанная в Дамаск, значительно расширилась. В Кум-ране был найден главный монастырь ессеев, где монахи проводили жизнь в аскезе и размышлениях, и библиотека монастыря (знаменитые «Мертвого моря рукописи»), ко­

торая дала основные тексты, и прежде всего «Устав общины». Несмотря на неоспоримые различия, Учитель праведности — это своего рода «еврейский Пифагор» (по

А. Дюпон-Соммеру), проповедовавший эзотерическое учение для посвященных, тогда как Иисус, будучи простым человеком, стремился затронуть сердца простых людей. Оба мессии, появившиеся с разницей в один век, во многом схожи. Э. Ренан не ошибался, найдя в ессееанстве

«привкус христианства» и утверждая, что «христианство—это удавшийся вариант ессееанства».

Палестинская литература свидетельствует о жизнеспособности иудаизма. Она написана на древнееврейском и на арамейском языках, что противопоставляет ее литературе Египта. Кроме того, она часто проникнута националистическими тенденциями, т. е. направлена против оккупации страны греками и против их насилий. «Экклезиаст» (II I в. до н. э.) с поразительной силой выражает идеи пессимистического материализма. Описанные в нем тяготы земного существования не были смягчены перспективой счастливой загробной жизни: автор непосредственно зависит от Иеремии, Иезекииля и Иова, но при надобности также использует Гераклита, Зенона или Эпикура. «Экклезиастик» (начало II в. до н. э.) еще лучше показывает взаимное проникновение иудаизма и эллинизма. Это воспитательный трактат, разделенный на

озаглавленные разделы, как диатрибы киников ; в нем сочетаются идеи моралистической литературы греков и «мудрости» старых иудейских книг. Воспитательная тема в III в. до н. э. часто разрабатывалась и в эллинистической литературе. Но здесь имеется существенная разница: идеал греческого философа — автаркия (самодостаточность), еврея — помощь бога. «Первая книга Маккавеев» излагает историю восстания и опирается на официальные документы и селевкидские источники, являясь историческим свидетельством первостепенной важности. Но историки часто предпочитают, согласно Р. П. Абелю, «криптографические сочинения, которые скрывают факты за романизированной формой или проецируют их в будущее в виде символов или живых картин». «Книга Даниила» включает в себя историческую и апокалипсическую части и в противовес растущей заманчивости греческого политеизма превозносит величие бога Израиля; «Книга Еноха» содержит исторические прозрения и видения. Таким образом, евреи сумели в палестинской среде

сохранить свои традиции. Часто нетерпимо и националистически настроенные, они возбуждали к себе ненависть:после осквернения Храма Селевкиды распустили слух, что якобы обнаружили там приготовления к ритуальному убийству и что в святая святых почитали осла,— обвинения, которые, прежде чем быть перенесенными на христиан, долгое время будут выдвигаться против иудеев.

Эмиграция евреев из Иудеи — древнее явление, восходящее по меньшей мере к великой катастрофе 586 г.до н. э.— захвату Иерусалима Навуходоносором и последующему за этим «исходу». Диаспора увеличивается во времена завоеваний Александра Великого, который при­соединил Палестину к греческому миру, и еще больше во время потрясений, происшедших во II в. до н. э. Ареал диаспоры довольно велик. Еврейское населенно в эту эпоху оценивается примерно в 8 миллионов человек.

В основном они были сосредоточены в четырех областях: Вавилонии, Сирии, Анатолии, Египте, и в каждой из них проживало более миллиона. Немало их было также в Киренаике, на островах Эгейского моря, в Греции и даже в Африке, Италии, Испании. Везде отмечены обращения

иноверцев, особенно среди женщин, так как многие мужчины испытывали отвращение к обрезанию. Сложилась также категория полуобращенных, «себоменой» (боявшихся бога). Кроме Храма были еще многочисленные синагоги (молитвенные дома). Евреи диаспоры наиболее известны в Египте. Одни начиная с VI в. до н. э. образовали общины, другие приезжали в большом количестве после присоединения к Египту Келесирии, а затем в связи с восстанием Маккавеев. Здесь проживало более миллиона, из них около ста тысяч — в Александрии, где они населяли два района из пяти. Кстати, они везде имели тенденцию селиться районами. Занимались евреи различными видами деятельности. Среди них были воины, крестьяне, ремесленники, чиновники, реже — купцы или ростовщики, что резко отличало эллинистических евреев от средневековых. Антисемитизма в местах их проживания не существовало, но они часто вызывали чувство недоверия у греков, конкурировавших с ними. К тому же всех шокировала их обособленность. «Твои обычаи,— признает „Еврейская Сивилла"

(II в. ДО Н. э.),—возбудят ярость всех людей». Живя не в своей среде, в контакте с иноверцами (кроме Александрии, где их община управлялась советом старейшин — герусией), египетские евреи эллинизировались. Большинство из тех, кто упомянут в папирусах, носит греческие имена. С начала II в. до н. э. с арамейского языка они перешли на греческий. При Птолемее

Филадельфе на греческий стали переводиться и священные тексты — это знаменитая «Септуагинта» («Перевод семидесяти толковников»), которая окажет значительное влияние на население нееврейского происхождения, знакомившееся с Ветхим заветом. Древнееврейский язык, который стал необязательным в синагоге, также вышел из употребления.

Формировались школы экзегетов, которые для толкования Библии применяли методы стоиков. На греческом языке евреи создали философские трактаты, трагедии, пророчества и т. п. Достойный восхищения Филон Александрийский (родившийся незадолго до нашей эры) является одновременно и раввином, воспитанным на иудейской традиции, и философом-эклектиком. Во всяком случае, он был одним из самых выдающихся гениев античности, у которого синтез иудаизма и греческой философии, двух столь различных систем, предвосхищает греко-христианский синкретизм. Если он и не принадлежал к эллинистической эпохе, то относился к плеяде евреев с широким мышлением, которые 8а три века успели глубоко овладеть греческой культурой. Существуют различия между евреями Иудеи, эллинизация которых в лучшем случае поверхностна, и евреями Диаспоры, гораздо глубже (в частности, в Анатолии,Сирии, Египте) воспринявшими греческую культуру и охранившими лучшее, что было в их религии (монотеизм). Они не колеблясь отказались от наиболее нелепых ритуалов, осложнявших им жизнь в греческом мире.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник:

studfiles.net

Книга: Бикерман Элиас Дж

Книга: Бикерман Элиас Дж. «Евреи в эпоху эллинизма»

Элиас Йосеф (Илья Иосифович) Бикерман родился 1 июля 1897 г. в Кишиневе. Его отец - журналист и общественный деятель Иосиф Менахемович Бикерман. Через некоторое время семья переехала в Санкт-Петербург, где Элиас Бикерман получил основательное классическое образование и изучил основы иврита. Свое образование Бикерман продолжил на историческом факультете университета, где его учителем был известный русский историк Михаил Иванович Ростовцев. Основная область научных интересов Бикермана - еврейская история эллинистического периода. В 1988 г., уже после смерти ученого, вышла в свет книга "Евреи в эпоху эллинизма" (The Jews in the Greek Age), подводящая итог многолетним исследованиям автора в области еврейской истории. Многие вопросы, поднятые Элиасом Бикерманом, до сих пор обсуждаются в научном мире, аего концепции, - например, относительно роли эллинизированных евреев в гонениях на иудейскую религию при Антиохе или влияния греческою мировоззрения на ортодоксальные слои еврейства в период Второго храма, - не перестают быть актуальными.

Издательство: "Мосты культуры" (2017)

Другие книги схожей тематики: См. также в других словарях:

ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ — имя Израиль: 1. Одно из самонаименований древнеевр. народа, согласно библейской традиции возникшее в период его пребывания в Египте как именование потомков внука патриарха Авраама Иакова, к рому Бог дал имя Израиль (Быт 32. 28); синоним выражения … Православная энциклопедия

Бикерман, Элиас Иосифович — Илья Иосифович Бикерман (в русских переводах обычно Элиас Джозеф и Элиас Иосифович Бикерман, англ. Elias Joseph Bickerman Илайэс Джозеф Бикерман, фр. Elie Bikerman Эли Бикерман, нем. Elias Bickermann Элиас Бикерман; 1 июля 1897, Кишинёв… … Википедия

Бикерман, Илья Иосифович — Илья Иосифович Бикерман (в русских переводах обычно Элиас Джозеф и Элиас Иосифович Бикерман, англ. Elias Joseph Bickerman Илайэс Джозеф Бикерман, фр. Elie Bikerman Эли Бикерман, нем. Elias Bickermann Элиас Бикерман; 1 июля 1897, Кишинёв… … Википедия

Бикерман, Илья — Илья Иосифович Бикерман (в русских переводах обычно Элиас Джозеф и Элиас Иосифович Бикерман, англ. Elias Joseph Bickerman Илайэс Джозеф Бикерман, фр. Elie Bikerman Эли Бикерман, нем. Elias Bickermann Элиас Бикерман; 1 июля 1897,… … Википедия

Бикерман, Илайэс Джозеф — Илья Иосифович Бикерман (в русских переводах обычно Элиас Джозеф и Элиас Иосифович Бикерман, англ. Elias Joseph Bickerman Илайэс Джозеф Бикерман, фр. Elie Bikerman Эли Бикерман, нем. Elias Bickermann Элиас Бикерман; 1 июля 1897, Кишинёв… … Википедия

Бикерман, Элиас — Илья Иосифович Бикерман (в русских переводах обычно Элиас Джозеф и Элиас Иосифович Бикерман, англ. Elias Joseph Bickerman Илайэс Джозеф Бикерман, фр. Elie Bikerman Эли Бикерман, нем. Elias Bickermann Элиас Бикерман; 1 июля 1897, Кишинёв… … Википедия

Бикерман, Элиас Джозеф — Илья Иосифович Бикерман (в русских переводах обычно Элиас Джозеф и Элиас Иосифович Бикерман, англ. Elias Joseph Bickerman Илайэс Джозеф Бикерман, фр. Elie Bikerman Эли Бикерман, нем. Elias Bickermann Элиас Бикерман; 1 июля 1897, Кишинёв… … Википедия

Бикерман Э. — Илья Иосифович Бикерман (в русских переводах обычно Элиас Джозеф и Элиас Иосифович Бикерман, англ. Elias Joseph Bickerman Илайэс Джозеф Бикерман, фр. Elie Bikerman Эли Бикерман, нем. Elias Bickermann Элиас Бикерман; 1 июля 1897, Кишинёв… … Википедия

Бикерман Э. И. — Илья Иосифович Бикерман (в русских переводах обычно Элиас Джозеф и Элиас Иосифович Бикерман, англ. Elias Joseph Bickerman Илайэс Джозеф Бикерман, фр. Elie Bikerman Эли Бикерман, нем. Elias Bickermann Элиас Бикерман; 1 июля 1897, Кишинёв… … Википедия

Бикерман Элиас — Илья Иосифович Бикерман (в русских переводах обычно Элиас Джозеф и Элиас Иосифович Бикерман, англ. Elias Joseph Bickerman Илайэс Джозеф Бикерман, фр. Elie Bikerman Эли Бикерман, нем. Elias Bickermann Элиас Бикерман; 1 июля 1897, Кишинёв… … Википедия

Бикерман Элиас Иосифович — Илья Иосифович Бикерман (в русских переводах обычно Элиас Джозеф и Элиас Иосифович Бикерман, англ. Elias Joseph Bickerman Илайэс Джозеф Бикерман, фр. Elie Bikerman Эли Бикерман, нем. Elias Bickermann Элиас Бикерман; 1 июля 1897, Кишинёв… … Википедия

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

Источник:

books.academic.ru

Евреи в эпоху эллинизма в городе Ярославль

В этом интернет каталоге вы имеете возможность найти Евреи в эпоху эллинизма по доступной стоимости, сравнить цены, а также изучить иные книги в категории Наука и образование. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Транспортировка может производится в любой город РФ, например: Ярославль, Тула, Набережные Челны.