Книжный каталог

Диспраксия у детей

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Медицина

Описание

Книга посвящена актуальной проблеме своевременной диагностики двигательных расстройств в виде диспраксии, неудовлетворительной мелкой моторики и статико-моторной недостаточности у детей с церебральной дисфункцией различного происхождения. Особое значение в развитии диспраксии у детей придается гипоксически-ишемическим последствиям перинатального повреждения нервной системы в виде формирования хронической энергодефицитной недостаточности (гипоэргоза). Различные виды двигательной патологии субклинического уровня, не диагностируемые известными способами, часто могут проявить себя самым печальным и неожиданным образом. Авторы предлагают в качестве объективной оценки состояния двигательной сферы использовать инновационный метод стабилометрии, позволяющий выявлять наличие и ранжировать степень выраженности двигательных нарушений. Предложенные возрастные стабилометрические критерии развития двигательной сферы позволяют контролировать эффективность реабилитационных лечебных мероприятий и у детей с резидуальными двигательными нарушениями перинатального генеза в виде диспраксии. Издание предназначено неврологам, педиатрам, специалистам по функциональной диагностике и восстановительной терапии, семейным врачам.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Шайтор В., Емельянов В. Диспраксия у детей Шайтор В., Емельянов В. Диспраксия у детей 429 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
В. М. Шайтор, В. Д. Емельянов Диспраксия у детей В. М. Шайтор, В. Д. Емельянов Диспраксия у детей 404 р. ozon.ru В магазин >>
В. Ф. Учайкин, Н. И. Нисевич, О. В. Шамшева Инфекционные болезни у детей В. Ф. Учайкин, Н. И. Нисевич, О. В. Шамшева Инфекционные болезни у детей 1679 р. ozon.ru В магазин >>
Полякова М. Как правильно учить ребенка говорить. Стимулирование развития речи у детей, предупреждение и коррекция речевых нарушений, постановка речи у неговорящих детей. Издание второе, переработанное и дополненное Полякова М. Как правильно учить ребенка говорить. Стимулирование развития речи у детей, предупреждение и коррекция речевых нарушений, постановка речи у неговорящих детей. Издание второе, переработанное и дополненное 341 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Зелинская Д. (ред.) Инфекционные и паразитарные заболевания у детей. Учебное пособие Инфекционные и паразитарные заболевания у детей. Учебное пособие Зелинская Д. (ред.) Инфекционные и паразитарные заболевания у детей. Учебное пособие Инфекционные и паразитарные заболевания у детей. Учебное пособие 539 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Л. С. Чутко Неврозы у детей Л. С. Чутко Неврозы у детей 474 р. ozon.ru В магазин >>
А. В. Сукало Аллергия у новорожденных детей А. В. Сукало Аллергия у новорожденных детей 281 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Диспраксия (кинестетическая, оральная, идеативная и другие): причины, симптомы, лечение

Диспраксия: когда ноги — руки, руки — грабли, а мысли — пластилин

Несмотря на достаточно высокий уровень современных знаний и инновационных методик исследования, которые доступны невропатологам, диспраксия, как и ее лечение, до сих остается достаточно сложным вопросом для специалистов этой области медицинской практики.

Ибо все аспекты здоровья неразрывно связаны не только с уровнем развития общества в плане гигиеническом, но и в плане социальным.

Поэтому для иллюстрации линии: социум – дети – неврология – диспраксия полезно обратиться к знакомому всем детскому стихотворению.

Лирическое отступление с практическим смыслом

Вот его нехитрая фабула: на берегу речки, в которой плывет большой красно-синий резиновый мяч, рыдает маленькая Таня.

Отчего она столь безутешна? Ей жаль мяча? Нет, она в ужасе от самой себя.

А теперь время «заглянуть за кулисы». Ибо детский стишок умалчивает о многом.

О тощей нервной танинной матери с трясущимися руками, которая перебивается шитьем на дому. Потому что для нее выйти на службу означает потерять дом. Она вынуждена быть его сторожем, ибо муж, хоть и работает, пропивает и зарплату, и вещи из дома.

От него, алкоголика, Таня и родилась. И хотя условием рождения ребенка было категорическое требование к будущему отцу «завязать», его очарование «зеленым змием» оказалось сильнее.

В результате, после девяти месяцев непрерывных слез матери Таня родилась, чтобы вырасти слабой и робкой девочкой в доме, где царит едва прикрытая приличием нищета, и где вопрос: что купить девочке на день рождения, вызывает панику.

Куклу? Дорого. Платье? Тем более.

И вот куплен большой нарядный, но дешевый резиной мяч. А теперь Тане страшно вернуться домой, где мать в очередной раз замахнется на нее полотенцем и назовет «безрукой».

Ибо именно Таня не смогла поймать брошенный ей детьми в игре столь «дорогой» мяч.

«Безрукая», «безногая», «ноги – как руки, а руки – как грабли». Эти и еще великое множество подобных дразнилок часто слышат в свой адрес дети, страдающие диспраксией (синдромом неуклюжего ребенка) – от детей нормальных.

Почему ноги – как руки? Они постоянно за все цепляются. А руки подобны граблям, которыми можно чертить землю, но нельзя ни ловко и крепко ухватить, ни поймать подброшенное в воздух, ни совершить сколь-нибудь тонкое действие.

Сказать, что у ребенка руки и ноги не действуют совсем, нельзя – они просто «не слушаются». По разным причинам.

По причинам, огорчающим до невозможности…

Включая причины прошлого:

  • патологическую, часто алкогольную наследственность;
  • состояние психики будущей матери, которая подвергается регулярным стрессам, приводящим к гипоксии мозга плода, а затем к рождению младенца раньше срока – на 31-36 неделе, либо позже него – на 41-42 неделе.

А также по причинам во времени настоящем. В виде напряженности психологической обстановки, окружающей растущего ребенка в семье и социуме.

Основными из которых стали:

  • прессинг родительского недовольства;
  • поддразнивание сверстников, часто всего лишь ищущих «повода поржать».

Поскольку страдающий диспраксией ребенок умственно отсталым не является, отсутствие видимого результата от прилагаемых телом усилий вызывает в нем глубокое до отчаяния огорчение собственной неловкостью.

Видимых им выходов из ситуации всего два: либо уединиться там, где тебя никто не найдет (в том числе, в аутизме, что и случается лет в 5-6, когда зависимость от родителей полная), либо же в отчаянии, широко раскрывая глаза, бросаться на обидчика.

У такого ребенка возникает желание мчаться туда, где опасно – но есть надежда стать «как все». Где можно изменить свой статус, заслужив славу «прущего напролом» бузотера-бунтаря-одиночки.

Самый частый финал — дети становятся любимцами публики и опекаемыми окружением забавными увальнями и хамоватыми клоунами.

Но это – позже, лет в 9-11.

Разновидности и проявления в зависимости от возраста

В детском саду основным признаком диспраксии является невозможность автоматической деятельности:

  • вербальной (речевой, оральной) – с расстановкой в должном порядке слов во фразе или при необходимости иной словесной обработки;
  • моторной (двигательной) – при действиях с вещами.

Также такой ребенок характерен:

  • постоянными падениями без причины;
  • разведением «свинства» во время еды;
  • частой потерей вещей;
  • замешательством в порядке действий;
  • затруднениями с пересказом увиденного и с пониманием конструкции вещей;
  • путаницей с левым и правым ботинком;
  • быстрой потерей нити беседы, неспособностью выполнить одновременно сразу два требования воспитателя.

В начальных классах присоединяются признаки диспраксии офтальмологической, или глазодвигательной – неспособности к устойчивому подчинению воле направления взгляда и движений глаз. Вместо того, чтобы следовать за текстом при чтении глазами, ребенок «челночит» головой влево-вправо.

При всем своем обилии симптомы двигательных расстройств у детей сводятся всего к нескольким видам диспраксии:

  • кинетическая с невозможностью контроля движений, требующих быстрого темпа (при беге, прыжках);
  • кинестетическая — каждодневный поиск артикуляционного уклада;
  • идеативная с неспособностью, как к осмыслению действия перед практическим его совершением, так и затруднениями, испытываемыми при его выполнении;
  • выразительная с невозможностью выразить мимикой переживаемые эмоции;
  • деамбулаторная с неспособностью изменить ритм и способ передвижения (с ходьбы на пятках на ходьбу на носках);
  • конструктивная с трудностью рассчитать движение, исходя из трехмерности пространства (воспринимаемого как двухмерное).

Школьники с диспраксией отличаются затруднениями с письмом разборчивым и четким, с обучением чтению. Они устают быстрее одноклассников, хотя задания выполняют медленнее их.

При выполнении движений часто испытывают страх не справиться с «заплетающимися» руками и ногами, особенно в играх и танцах.

Любая критика со стороны вызывает у них отчаяние и уныние, снижая и без того низкую самооценку.

На перемене они одиноко стоят у окна, держась подальше от насмешек сверстников, которые способны довести страдающих диспраксией как до агрессии, так и до депрессии и пропуска занятий.

При сочетании патологии с синдромом Дауна либо Аспергера, с аутизмом либо ДЦП, речи об обучении в социуме не возникает вообще.

К теплу родного очага

Что могут противопоставить родители болезни, проявляющейся в ребенке постоянной угнетенностью, избыточным упрямством в сочетании с полным непониманием направления для приложения усилий к движению, обидчивостью вкупе с застенчивостью и пугливостью до «затравленности», со сверхчувствительностью к прикосновениям?

Несмотря на знание того, что ребенок мало восприимчив к влиянию извне и, скорее всего, останется в том виде, в каком уже существует, родителям не следует опускать руки, смирившись с существующим положением вещей.

Прежде всего, следует привести в порядок… себя, максимально сосредоточившись на текущем моменте, а не на своем представлении о нем.

Приготовить свои руки, ум и сердце к предстоящей кропотливой и нелегкой работе. Ибо, только видя и чувствуя веру в него родителей и их готовность помочь, дитя потянется к теплу родного очага, а не уйдет на улицу, днями пропадая где-нибудь в парке.

Проявляя мягкую настойчивость и не знающее границ терпение, внимательней присмотревшись к занятиям, увлекающим и отвлекающим дитя от его беды, к его полезным пристрастиям, стоит начать всячески их поддерживать и стимулировать.

Неважно, будет ли это занятие:

  • собиранием открыток;
  • попыткой рисования, черчения или аппликации;
  • «ковырянием» в садовой земле.

Неважен даже отрицательный результат, а важен сам процесс и укрепление в ребенке в ходе него веры в свои… небезграничные, но – возможности!

Пять игр с ребенком для развития речи:

Помощь профессионала необходима

Без нее у родителей просто не хватит умения максимально подготовить чадо к будущей жизни без их помощи и заботы. Ибо жизнь родителей не вечна, с ними когда-то да придется расстаться.

Поэтому обращение за профессиональной помощью откладывать не следует.

Прежде всего, невролог исследует возможности пациента, наблюдая за выполнением простых действий вроде прыжков, ходьбы разными стилями, строительства из кубиков, копирования простейших рисунков и нанизывания крупных бус. Ибо необходимо отдифференцировать диспраксию от иной сходной неврологической патологии.

Далее составляется программа коррекции наиболее выраженной патологии:

  • мышления – с целью его систематизации и организации;
  • речи – позволяющая предотвратить как задержку развития речи, так и ухудшение качества речи уже имеющейся;
  • движений – с обучением сложному движению путем его первоначального «рассечения» на отдельные «куски» – мини-движения с последующим объединением в законченный жест.

В воплощении этой программы в жизнь неоценимым является вклад в процесс реабилитации логопеда, офтальмолога, школьного психолога.

С видом на грядущее

Будущее ребенка-диспрактика зависит от степени его подготовленности к самостоятельной жизни, как благодаря самоотверженной родительской любви и терпению, так и благодаря самому непосредственному участию в его судьбе детского невролога и врачей других специальностей.

При незначительной выраженности состояния отдельные его проявления удается значительно сгладить.

В случае же «необучаемости» пациента ввиду глубоко зашедшей патологии, либо ее сочетания с другим заболеванием, а также позднего обращения за неврологической помощью ребенок остается таковым на всю предстоящую ему жизнь – неуклюжим, подверженным сомнениям в собственной ценности и влиянию чужого мнения.

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Источник:

neurodoc.ru

Диспраксия - симптомы и лечение

Диспраксия - симптомы и лечение

Диспраксия или апраксия представляет собой своеобразные расстройства двигательного аппарата, при которых не отмечается нарушений мышечного тонуса или параличей, но у ребенка наблюдаются трудности с координацией и с выполнением сложных движений. У диспраксии могут быть и другие названия: трудности двигательных реакций, минимальная дисфункция мозга (МДМ), расстройство координации, синдром неуклюжего ребенка.

Все маленькие дети неуклюжи, но здоровые неуклюжесть перерастают, а дети с диспраксией так и остаются неловкими, что в каждодневной жизни приносит им неудачи. Из двадцати детей диспраксия диагностируется примерно у одного ребенка. Мальчики больше подвержены этому заболеванию, чем девочки. Своевременное выявление диспраксии помогает уменьшить вероятность возникновения проблем в образовании и поведении.

Причины диспраксии

Причины возникновения диспраксии до сих пор неизвестны. Однако исследования показали, что она не является следствием повреждения мозга, а может появиться из-за неполного развития в нем нейронов, которые не способны проложить путь импульсу в двигательный аппарат. У некоторых родителей имеющих детей с диспраксией, отмечаются похожие проблемы, что говорит о возможности генетической связи.

Симптомы диспраксии

У каждого ребенка диспраксия проявляется по-разному. В медицине выделяют такие симптомы диспраксии, как:

  • плохая осанка;
  • задержка физического развития;
  • неловкость в движениях;
  • ребенок медленно учится самостоятельно одеваться и есть;
  • чувствителен к прикосновениям;
  • неаккуратен во время еды;
  • не может сразу решить, в какой руке держать игрушку, карандаш, ложку;
  • падает на ровном месте и часто спотыкается при ходьбе;
  • нет чувства направления движения;
  • не способен поймать и бросить мяч;
  • не может скакать, прыгать, ездить на велосипеде;
  • зная правильный ответ, неправильно отвечает на самые простые вопросы;
  • плохо рисует,
  • испытывает трудности с чтением и письмом;
  • у ребенка плохая память - не помнит, что вчера учил.

Лечение диспраксии

Лекарства от диспраксии не существует, однако шансы ребенка на успех зависят от своевременного вмешательства квалифицированных специалистов. При подозрении на диспраксию врач отправляет ребенка на обследование для выяснения причин и уточнения диагноза. От выявленных нарушений функций будут зависеть рекомендации медика.

Если у ребенка нарушено мышление, то в этом случае необходима помощь детского психолога, который поможет ребенку его систематизировать и организовать. С помощью психолога ребенок сможет обрести уважение к себе и уверенность.

При нарушениях функций движения специалист разовьет ребенку навыки, способствующие его обучению. У разных врачей разные методики но, как правило, разучивание какого-либо движения разбивается на мелкие детали, которые осваиваются отдельно, после чего объединяются в единое движение.

Если у ребенка нарушена речь, то это говорит о патологии речедвигательного аппарата. В этом случае избежать задержки или ухудшения речи поможет логопед.

Как помочь ребенку?

Прежде всего, следует поощрять ребенка делать то, что поможет ему отработать необходимые навыки. Для этого необходимо быть терпеливым и:

  • не торопить его с завершением работы; фиксировать внимание ребенка на удачно выполненных делах и не напоминать ему о неудачах;
  • независимо от результата, чаще хвалить за попытки предпринимаемых им действий;
  • выполнять определенные действия, а затем предложить ему их повторить;
  • ставить перед ребенком понятные цели и объяснить, как достичь их;
  • выбирать задания, которые ребенку нравятся и с постепенным их усложнением.

И не следует забывать, что длительность помощи со стороны взрослых зависит от темперамента ребенка и трудности поставленных задач.

Специально для luxmama.ru - Питя Инна

Белковая недостаточность у детей и ее причины. Как проявляется белковая недостаточность у детей? Последствия белковой недостаточности и важность своевременного лечения.

Под стоматитом понимается воспаление слизистой оболочки полости рта. Чем лечить язвочки во рту у ребенка? Причины возникновения стоматита у ребенка.

Функциии, которые выполняет лимфатическая система, возможные заболеваниями, симптомами которых являются увеличенные лимфоузлы. Почему у ребенка могут быть увеличены лимфатические узлы. В статье также даны рекомендации по лечению увеличенных лимфоузлов.

Источник:

www.luxmama.ru

Диспраксия у детей

Диспраксия

Что такое диспраксия?

Диспраксия (апраксия) — своеобразные двигательные расстройства, при которых нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса, но ребенок испытывает трудности в координации и при выполнении сложных движений.

Диспраксия выявляется примерно у одного ребенка из двадцати, в большинстве случаев у мальчиков.

Своевременная диагностика этого состояния очень важна, чтобы снизить вероятность проблем в поведении или образовании

Каковы причины диспраксии у детей?

Причины диспраксии неизвестны, но исследования выявили, что она может быть вызвана неполным развитием нейронов в мозге, а не его повреждением.

Это происходит от неспособности нейронов сформировать точный путь для передачи импульса в двигательный аппарат; некоторые родители детей с диспраксией имеют похожие проблемы, что подсказывает наличие возможной генетической связи.

Как ведут себя дети, страдающие диспраксией?

Над неловкостью и неуклюжестью детей могут смеяться сверстники, и, если диспраксия не выявлена, а просто принимается за недостаток физического развития, эти дети не могут достичь развития своего потенциала. Они могут быть пассивными и отказываться от участия в подвижных играх; расстроенными, потому что им трудно даются новые навыки; пугливыми, застенчивыми, тревожными, упрямыми, нежелающими вступать в контакт. Дети, страдающие диспраксией, обладают повышенной утомляемостью, потому что применяют большие усилия для выполнения повседневных задач.

Симптомы диспраксии:

Симптомы диспраксии могут быть разными. Внимательно присмотритесь к своему ребенку, чтобы выявить у него некоторые из нижеперечисленных симптомов.

• Задержка физического развития.

• Медленно учится одеваться и самостоятельно кушать.

• Неловок в выполнении любых действий.

• Не сразу решает, в какой руке держать ложку, карандаш, игрушку.

• Неаккуратен во время еды.

• Чувствителен к прикосновениям.

• Часто спотыкается при ходьбе и падает на ровном месте.

• У него плохая память, он не помнит, что учил вчера.

• Не может прыгать, скакать, ездить на велосипеде.

• Не может играть в мяч, так как не способен его поймать и бросить.

• Имеет трудности в чтении и письме, плохо рисует.

• Неправильно отвечает на простые вопросы, хотя знает правильный ответ.

• Нет чувства направления движения.

Как можно помочь своему ребенку?

• Поощряйте ребенка заниматься тем, что помогает ему приобрести нужные навыки.

• Выбирайте такие занятия, которые нравятся вашему ребенку, постепенно усложняйте задания.

• Ставьте перед ним ясные цели и объясняйте, как их достичь.

• Выполняйте определенные действия и предлагайте ребенку повторить их.

• Не заставляйте его выполнять конкретные задания, лучше спросите, что бы он хотел сделать сам.

• Чаще общайтесь с воспитателем своего ребенка.

• Хвалите его за любые попытки, которые он предпринимает, независимо от результата.

• Фиксируйте его внимание на выполненных делах, не напоминайте о неудачах.

• Всегда соблюдайте режим дня.

• Давайте ребенку достаточно времени для завершения его работы и будьте терпеливы.

Профессиональная помощь:

Если ваш врач подозревает у ребенка диспраксию, он может направить вас на обследование для уточнения диагноза и выяснения причин.

Рекомендации будут зависеть от того, какие функции больше страдают в результате заболевания.

Перспективы:

Не существует лекарства от диспраксии, но чем раньше ребенок получит квалифицированную помощь, тем выше шансы на успех. Многие навыки, вполне естественные для здоровых, являются сложными для детей, страдающих диспраксией, поэтому необходимо обучать их этим действиям. Трудности с двигательными актами будут уменьшаться по мере взросления ребенка.

Активное поощрение ребенка к выполнению определенных действий является необходимым этапом воспитания, помогающим ему овладеть новыми навыками. Когда очередной навык освоен, потребность в активном поощрении отпадает, а влияние диспраксии уменьшается. Объем помощи со стороны взрослых зависит от трудности задачи и от темперамента вашего ребенка.

Источник:

medkarta.com

Диспраксия развития

Диспраксия развития

В практике логопедической работы встречаются недостатки произношения, которые имеют длительную и сложную динамику устранения. При этом недостатки произношения носят различный характер это дети с ФН, ФФН, ОНР. В ходе коррекционной логопедической работы направленной на устранение этих нарушений довольно в быстрые сроки можно устранить фонематическое недоразвитие, проблемы в лексико-грамматическом строе, но сложности остаются при устранении недостатков произношения.

История изучения нарушений звуковой стороны речи насчитывает уже более полутора столетий. Примерно до конца 1960-х гг. этой проблемой активно занимались врачи-неврологи, что способствовало появлению новых достоверных сведений о патогенезе и механизмах нарушений звукопроизношения.

Затем исследования почти полностью перешли в педагогическое русло (исключение составляет изучение дизартрий у детей с ДЦП). В связи с этим за последние годы получено очень мало новых объективных сведений о механизмах такой многообразной и многочисленной группы речевых расстройств, как нарушения звукопроизношения. Известно, что клинические аспекты речевой патологии у детей разработаны значительно слабее, чем педагогические. Крайне мало публикаций этой ориентации.

Анализируя работу с детьми, у которых возникают сложности при устранении недостатков произношения, я отметила определенные особенности. У детей наблюдаются стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими своеобразными проявлениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов. Нарушение звукопроизношения носит избирательный характер.

В медицинских картах по заключению врача невролога ни у одного ребенка не выявлено неврологической симптоматики.

Диагностика нарушений речи у детей основывается на сопоставлении неврологических обследований, в особенности это важно при анализе нарушений звуковой стороны речи, в этом случае нам важно знать имеются ли симптомы парезов или симптомы дискинезий.

На основании анализа проявлений описанных нарушений и динамики их устранения, возможно, данные расстройства звукопроизношения было бы правильнее отнести к расстройствам органического ряда и обозначить их как стертые дизартрии, или минимальные дизартрические расстройства (МДР), но почему же неврологи, не определяют ни какой неврологической симптоматики у таких детей?

К расстройствам неврологического уровня относятся паралич, парез, дискинезии, атаксия и т.п. Нарушения ВПФ включают апраксию, диспраксию и т.п.

Разница между типами дисфункции носит принципиальный характер. В первом случае нарушены неврологические механизмы (парез), а во втором высшие психические функции (диспраксия). Этим объясняется тотальность, полиморфность лингвопатологической симптоматики в первом случае и избирательность – во втором.

Если явлений пареза нет, проводится диагностика орального праксиса.

К движениям орального праксиса относится умение по заданию подуть, поцокать, пощелкать языком, надуть щеки, оцениваются одиночные позы языка и серии движений.

Овладение оральным праксисом составляет весьма важную подготовительную фазу речевого развития. От качества и объема оральных навыков во многом зависит усвоение нормативного звукопроизношения.

Оральный праксис и артикуляционный праксис являются разными функциональными образованиями и имеют разное церебральное обеспечение. Встречающееся сочетание нарушения обоих видов праксиса связано с топической близостью соответствующих мозговых центров. Таким образом, отсутствие оральной апраксии не исключает возможность наличия артикуляционной диспраксии.

Наиболее сложный из всех видов праксиса — артикуляционный, т.е. способность произносить звуки речи и их серии (слова). Если праксис — это предметное действие, а предмет — образец, с которого делается «слепок» этого действия, то возникает вопрос, что служит таким предметом в артикуляционной деятельности? Иными словами, на базе чего формируется артикуляционный праксис, что служит «предметом» для той или иной артикуляционной позы?

Наиболее четко ответ на этот вопрос сформулировала Е.Н. Винарская — автор известных работ по клиническим проблемам афазии и дизартрии. Она дала формулировку, согласно которой условным предметом для артикуляционной позы звука речи служит его акустический образ. Ребенок слышит звук речи и «подгоняет» под него артикуляционный уклад. Конечно, это удается ему не сразу, а путем постепенного приближения к желаемому результату и по мере уточнения слухо-речевых представлений. При этом все другие опоры, включая зрительный образ звука речи, наблюдаемый при артикулировании взрослых, полезны, но являются лишь дополнительными.

По мнению А. Н. Корнева такие случаи в отечественной логопедической литературе называют “стертая дизартрия” или “корковая дизартрия”. В англо-язычной литературе было введено понятие “речевая или артикуляционная апраксия (точнее диспраксия) развития”.

Диспраксия развития – это такое нарушение работы мозга, при котором нарушения касаются планирования движений. Ребенок может видеть, что делают другие дети, осознавать и понимать значение этого движения, но спланировать координацию так, чтобы повторить – вызывает большую сложность.

ПРАКСИС: ДИСПРАКСИЯРазвитие сознательных движений разделено на несколько областей, которые относятся к важным областям жизни детей:Движения всего тела, координация и схема тела

Письмо и рисование

Речь и разговорные навыки

Еда и кормление

Исходя из выше перечисленного, планирование коррекционной работы с такими детьми планируется в классической логопедической форме, в зависимости от вида нарушения, с упором на развитие:

Развитие оральнго праксиса с помощью массажа, артикуляционных упражнений, развитие речевого дыхания.

Развитие слухо-речевой памяти для развития артикуляционного пракиса.

Развитие общей и мелкой моторики.

Я считаю наиболее рациональным путем к получению положительных результатов коррекции произносительной стороны речи, это воздействие на мышцы полости рта т.е. массаж. Применение массажа улучшает мышечный тонус и рецепторную способность органов артикуляции. Его эффективность подкрепляет выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики.

Массаж языка можно осуществлять различными способами:

Пальцевой массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);

Массаж зубными щетками.

Приемы, используемые при проведении логопедического массажа, основаны на приемах классического массажа тела.

1.Поглаживание: поверхностное, глубокое, обхватывающее, граблеобразное.

4.Вибрация и поколачивание.

5. Плотное нажатие.

Если нам нужно расслабить язык:

Поглаживаем язык указательным пальцем (щеткой) сначала с одной стороны, затем с другой в направлении от кончика к корню языка и обратно;

Поперечные движения от боковой части языка до средней линии и обратно. Направление остается прежним от кончика к корню, движения выполняем сначала на одной половине языка, а затем на другой;

Поглаживаем боковые поверхности языка;

Производим легкое разминание мышц в горизонтальном направлении; осуществляем; осуществляем перетирающие движения от кончика языка к корню и обратно. Сначала отрабатываем одну сторону языка, затем – другую, чтобы движения были легкими, без нажима;

Продолжаем без надавливания производить круговые движения.

В заключении можно произвести легкое потряхивание или постукивание языка.

Если наоборот, язычок вялый и тонус его снижен активизирующий (укрепляющий) массаж:

Движения активные, интенсивные и направлены в основном от корня к кончику;

В основном используются приемы разминания и перетирания. Перетирание в горизонтальном направлении. Перетирание (спиралевидные движения) мышц от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой, сила давления постепенно увеличивается;

Перетирание мышц в поперечном направлении с одной стороны языка, затем с другой

Как правило, при сниженном тонусе языка снижен, также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными, даже в области корня языка.

Во время массажа необходимо комментировать свои действия: погладим спинку язычка, пусть он станет мягким и послушным, а теперь его бока, а вот и кончик языка и т д. Это надо делать, чтобы ребенок лучше представлял и чувствовал свои органы артикуляции.

В качестве дополнения в комплекс артикуляционной гимнастики включены активные упражнения самомассажа мышц языка:

Поглаживание, пошлепывание, покусывание языка губами, зубами.

В качестве рекомендаций родителям можно предложить использовать элементы массажа при чистке зубов. Круговыми движениями водить зубной щеткой не только по зубам, но и по языку – два раза в день таким образом активизировать мышцы языка.

Необходимо учесть противопоказания: это любые ранка, либо инфекции ротовой полости, простудные заболевания, общее недомогание, а также неприятные ощущения у ребенка во время массажа.

2 Работа по развитию слухо-речевой памяти, развитию фонематических процессов.

Упражнения направлены на развитие слуховой дифференциации звуков, на запоминание и повторение слоговых цепочек, отдельных слов, серии слов, запоминание смысловых рядов, запоминание и повторение фраз и т.д.

Одна из примерных игр.

Называем ребенку цепочку из пар слов, связанных между собой по смыслу. Например: яблоко-груша, чашка-ложка, стол-стул, солнце-луна, дерево-лист. Затем называем первое слово из каждой пары, а ребенок должен сказать второе.

Дальше можно попробовать научить детей запоминать несколько логически не связанных слов. Начните с 5-7 слов, например: дерево стол река корзина расческа мыло ежик резинка книга солнце.

Затем эти слова надо связать в рассказ.

В любом логопедическом задании можно найти элементы для развития слухо-речевой памяти.

3.Развитие общей и мелкой моторики. Исходя из того, что у моих детей имеются нарушения праксиса, а так как, всем известно, что моторные зоны лобных долей работают в тесной связи с височными долями головного мозга, то на занятиях проводится работа по развитию общей и мелкой моторики.

В начале занятия желательно провести пассивную гимнастику — массаж рук и пальчиков используя все те же простые приемы: поглаживание (совершается в разных направлениях);

растирание – отличается от поглаживания большей силой давления (рука не должна скользить по коже, а сдвигать ее);

вибрация – нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев.

Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность, продолжительность массажа 3-5 минут.

Использую мячик ( твердый, колючий) можно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев, затем массируем колечком каждый пальчик от основания к кончику.

В качестве отдыха также используем активные пальчиковые игры. Например, к изображению поз и движений пальчиками можно добавить тактильную азбуку – изображение пальцами букв.

Для развития общей моторики чаще давать движения на координацию.

Огромное значение в развитии общей и мелкой моторики в детском саду проводятся музыкальные, физкультурные занятия, занятия по бисер оплетению.

В заключении хотелось сказать о том, что чем раньше мы определимся с тем, что у ребенка имеются предпосылки диспраксии, тем успешнее будет дальнейший коррекционный процесс.

Источник:

sundekor.ru

Диспраксия у детей в городе Иркутск

В представленном каталоге вы всегда сможете найти Диспраксия у детей по доступной цене, сравнить цены, а также изучить иные предложения в категории Медицина. Ознакомиться с параметрами, ценами и рецензиями товара. Доставка выполняется в любой населённый пункт РФ, например: Иркутск, Оренбург, Томск.